В топ-50 лучших фильмов о фотографии вошли картины, в которых фотография играет ключевую роль. В фильмах поднимаются важные вопросы: Как фотография отражает реальность и влияет на личную жизнь? Способен ли фоторепортер разбить семью, раскрыть убийство или остановить войну? Во всех перечисленных фильмах фотография выступает фоном, атмосферой, основным занятием героев, но во многих из них фотография становится главным героем и говорит сама за себя.
Окно во двор (Rear Window, 1954)
Это классика: с этого фильма Альфреда Хичкока начинаются практически все подборки лучших фильмов о фотографии. Фотограф здесь играет ключевую роль в сюжете и даже использует свои вспышки в особо героических моментах.
Сладкая жизнь (La dolce vita, 1960)
Журналист Марчелло – наблюдатель и участник всех эпизодов жизни итальянской элиты конца 50-х годов. Именно этот фильм породил известный теперь всем термин «папарацци» (так звали друга Марчелло – репортера светской хроники).
Фотоувеличение (Blow-Up, 1966)
Еще одна классика. Главный герой – известный молодой фотограф. Однажды в городском парке он случайно снимает целующуюся пару. Позднее при фотоувеличении герой замечает, что за идиллической картинкой прячется преступление.
Алиса в городах (Alice in den Städten, 1973)
Сначала кажется, что в этой черно-белой ленте ничего не произойдет, разве что немецкий журналист Филипп Винтер, путешествуя по восточному побережью США, наснимает еще пару сотен «полароидных» снимков. В аэропорту Филипп знакомится с немкой Лизой и ее дочерью Алисой. Рейс задерживается, мать внезапно сбегает, Филипп остается с девятилетней Алисой. И ему ничего не остается, кроме как совершить второе путешествие – с чужим ребенком, в поисках неизвестно кого, под музыку Can и Густава Малера.
Стажер (Стажер, 1976)
Москвич Саша Трофимов возвращается домой после службы в армии. В отсутствие отца помочь определиться с профессией помогает дядя, работающий фотографом. Он берет парня стажером, имея в виду, что тот пойдет по его стопам. Саше, проявившему большой интерес к фотографии, не очень-то нравится образ жизни его наставника, и он серьезно задумывается над тем, что делать дальше...
Прелестное дитя (Pretty Baby, 1977)
В отличие от многих тематических лент, картина Луи Маля не романтизирует образ фанатично преданного работе фотографа. С точки зрения обитательниц новоорлеанского борделя фотограф Беллог – извращенец похлеще самого развязного клиента. С девушками он не спит, только усаживает очередную красотку на садовую скамью и, спрятавшись за своим волшебным ящиком, пристально изучает ее таинственным стеклянным глазом.
Под огнем (Under Fire, 1983)
Расселл Прайс воспринимает революцию в Никарагуа через камеру, чтобы дистанцироваться от реальности. В Манагуа его эмоциональная отрешенность от происходящего подвергается испытанию, когда он видит резкий контраст между жизнью сторонников президента Сомосы и тем, что приходится переносить всем остальным в стране…
Сальвадор (Salvador, 1986)
Тропический рай, в котором доступны все удовольствия мира. Неистовство красок, фантастические женщины, море выпивки, любые наркотики – и все это совсем или практически бесплатно! Фоторепортер Ричард Бойл знает Сальвадор именно таким, он провел здесь много незабываемых месяцев. И когда, вслед за уходом жены, он вылетает с работы и в конце концов попадает за решетку, он уговаривает товарища по несчастью бежать именно сюда.
Доказательство (Proof, 1991)
Герой фильма Мартин слеп от рождения, он считает, что его никто не любит, даже мать хочет избавиться от него. Ему кажется, что все лгут ему, описывая окружающий мир. И тогда Мартин находит свой оригинальный способ проверить правдивость зрячих людей – он начинает заниматься фотографией.
Обнаженная в шляпе (Обнаженная в шляпе, 1991)
Фотожурналиста, специализирующегося на эротике и расследующего дело о сутенерах, похищают люди в противогазах. Ключом к разгадке похищения является найденная фотография обнаженной девушки в шляпе. Она снята со спины, лица не видно, но хорошо заметна родинка, по которой можно опознать девушку. Правда, эта примета находится на такой части тела, которую принято скрывать под одеждой. Друзья журналиста приступают к расследованию.
Фотограф (The Public Eye, 1992)
Словосочетание the public eye представляет собой компиляцию двух английских выражений: public enemy (враг общества) и private eye (частный сыщик). Работа репортера Леона Бернштейна действительно напоминает работу профессионального соглядатая, только с одной поправкой – фотограф следит не за одним человеком, а за всем обществом сразу.
Перед дождем (Pred dozhdot, 1994)
Три части драмы («Слова», «Снимки» и «Лица») расположены между собой таким образом, что герои то умирают, то оживают снова. А все потому, что режиссер Манчевски предлагает посмотреть на одни и те же события глазами разных героев.
Мосты округа Мэдисон (The Bridges of Madison County, 1995)
Франческа – жена фермера и мать двоих детей. Совершенно случайно она знакомится с фотографом, который всю жизнь привык быть один. Оба без оглядки влюбляются друг в друга. Эта встреча меняет их судьбы, но на любовь у них есть всего 4 дня...
Дым (Smoke, 1995)
Огги Рен, владелец табачной лавки, увлекается фотографией и в течение 14 лет ежедневно в 8 часов утра снимает очередной фотослепок с действительности на перекрестке 3-й улицы и 7-й авеню в Бруклине. В коротких скетчах снялись такие звезды, как Мадонна и Майкл Дж. Фокс.
Зимний гость (The Winter Guest, 1997)
Фрэнсис тяжело переживает смерть мужа. В фильме рассказывается об одном дне жизни ее и сына. Он переживает смерть отца, но больше его беспокоит мать. Он боится, что отец «ждет ее». Больше всех волнуется мать Фрэнсис, чувствующая приближающуюся собственную смерть. Фрэнсис, профессиональная фотохудожница, говорит: «Фотоаппарат может увидеть то, чего человек сам о себе не знает». Возможно, камера в этом волшебном фильме позволит зрителю увидеть то, что мы не замечаем в повседневной жизни.
Фотограф (Pecker, 1998)
Сюжет сфокусирован на вымышленном фотографе, который делает снимки постоянно и везде: на работе в кафе, в транспорте, на улице, дома, в магазине. Ему «виртуозно» помогает в этом друг-воришка, создавая необычные ситуации на улицах Балтимора. Однажды его замечает галеристка и предлагает сделать выставку его работ в Нью-Йорке, которая послужила началом его известности.
Папарацци (Paparazzi, 1998)
Раньше Франк работал охранником на автостоянке, но случайно стал папарацци. Как-то на футбольном матче он попал в кадр настоящего опытного папарацци Мишели Линдон вместе со знаменитостью. В конце концов Франк становится настоящим профи в охоте за знаменитостями, а Мишели уходит в «National Geografic».
Про уродов и людей (Про уродов и людей, 1998)
Конец XIX века, в центре повествования две семьи. Главный герой Балабанова – загадочный Иоган, владелец фотостудии в подвальном помещении, где создан некий фотографический театр Маркиза де Сада. Взгляд фотографа, умеющий видеть в девочке ангельские кудри и милую улыбку, и тот же взгляд, взгляд порнографа, разлагающий тело и развращающий душу.
Гувернантка (The Governess, 1998)
Героиня этой странной истории, девушка по имени Розина, устраивается гувернанткой в дом состоятельного шотландца, мистера Кавендиша, чтобы воспитывать его дочь. Здесь, в темных комнатах своего особняка, мистер Кавендиш экспериментирует с новейшим изобретением своего времени – фотографией. Заинтригованная Розина, вызывается ассистировать Кавендишу в его фотографических опытах. Между девушкой и ее работодателем вспыхивает сильнейшая страсть.
Уроки любви (Guinevere, 1999)
История необычной любви юной девушки и стареющего фотографа. Конни Фицпатрик, немолодой фотограф, влюбляется в блестящую студентку Гарварда и предлагает ей стать его ученицей. Девушка бросает учебу, оставляет прежних друзей и семью, чтобы начать новую жизнь с возлюбленным...
Помни (Memento, 2000)
Леонард Шелби изысканно и дорого одет, ездит на новеньком «Ягуаре», но проживает в дешевых мотелях. Его цель в жизни – найти убийцу жены. Его проблема – редкая форма амнезии, потеря короткой памяти, помня все до убийства, он не помнит, что было пятнадцать минут назад.
Верность (La Fidelite, 2000)
Фильм показывает жизнь талантливой фотожурналистки. Главная героиня работает на медиамагната, который сделал ей предложение руки и сердца. Накануне свадьбы она знакомится с одним папарацци. И влюбляется в него. В кинокартине много внимания уделяется фотографии и творчеству.
Спасти Хэррисона (Harrison's Flowers, 2000)
Военный фотокорреспондент уезжает в последнюю свою рабочую командировку, чтобы сделать репортаж про военные действия в Югославии. Он больше не хочет снимать войну и желает полностью посвятить себя семье. Но его планам не суждено сбыться. Из командировки он не возвращается, и его жена Сара отправляется на поиски своего мужа. В глубине души она верит, что он жив.
Китайский кофе (Chinese Coffee, 2000)
Экранизация пьесы Айры Льюис, исследующей непростые отношения двух друзей, писателя и фотографа. Снято почти исключительно в виде беседы с глазу на глаз между двумя главными персонажами. Хронология дружбы, любви, потерь и юмора повседневной жизни.
Амели (Amélie, 2001)
Хоть «Амели» – фильм не совсем о фотографии, но фотографии играют ключевую роль в этом французском фильме, который пленил публику по всему миру в конце 2001 года.
Фото за час (One Hour Photo, 2002)
Сай Перриш – одинокий пожилой начальник фотолаборатории. В его жизни нет ничего, кроме работы. Единственная отрада в жизни Сая – семья Йоркин. Проявляя для них фотографии на протяжении многих лет, Сай привязывается к этой семье, и в особенности к маленькому Джейкобу. Но привязанность эта заходит слишком далеко…
Город Бога (Cidade de Deus, 2002)
Город Бога – квартал в Рио-де-Жанейро, где живут главные герои: 8-летний Ракета, мечтающий стать фотографом, и его одногодок Дадинью. Дадинью принимает участие в вооруженном ограблении и совершает свое первое убийство. Ракета постоянно балансирует между мелкими правонарушениями и честной жизнью. Сбудется ли мечта Ракеты о фотографии или ему придется, как и Дадинью, стать торговцем наркотиками?
Отчуждение (Uzak, 2002)
Махмут – разведенный фотограф, работающий на стамбульской фабрике по производству черепицы. Он ведет замкнутый образ жизни, проводя вечера перед телевизором. И только появление двоюродного брата, безработного деревенского парня Юсуфа, с его глупыми мечтами наняться на большой корабль и заработать кучу американских долларов вносит в жизнь Махмута хоть какое-то разнообразие...
Затвор (Shutter, 2004)
Тан, молодой фотограф, сбивает девушку и скрывается с места аварии вместе со своей подругой Джен. После несчастного случая, на снимках, которые он делает, появляется странная тень. Сначала Тан решает, что это просто брак, но тень появляется снова и снова, а друзья Тана начинают умирать.
Близость (Closer, 2004)
Молодой писатель Дэн влюблен в стриптизершу Элис, хотя не прочь закрутить роман с модным фотографом Анной. В то же время мрачный мачо Ларри становится бойфрендом Анны, однако встречается и с Элис. И никто из них не способен разобраться в своих чувствах и окончательно определиться, с кем же он желает остаться. Отношения внутри любовного четырехугольника постепенно накаляются, неумолимо приближая их к неожиданной, парадоксальной развязке...
Мех: Воображаемый портрет Дианы Арбус (Fur: An Imaginary Portrait of Diane Arbus, 2006)
Диана, главная героиня фильма, молодой фотограф. Однажды она увидела очень странного соседа в маске и решила сделать его портрет. С момента, когда она попала в его квартиру, началось ее путешествие, которое раскрыло в ней выдающегося художника. В основу фильма легла реальная история из жизни.
Оранжевая любовь (Оранжевая любовь, 2007)
Герои Катя и Роман заперты в странной квартире в самом центре Киева. За окном революция, а Рома не может выйти из квартиры и увидеть через объектив происходящее. По условиям какой-то мистической игры они не должны выходить из квартиры до смерти ее хозяина, который находится в инвалидной коляске. Приз: эта квартира и около 200 тысяч евро. Но осенняя любовь как-то в один миг сменяется мыслью о… СПИДе.
Потерянные в Манхеттене (Adrift in Manhattan, 2007)
Жизни трех героев тесно переплетаются. Врач-оккулист, женщина, запутавшаяся в своих мыслях и желаниях. Художник, который безрезультатно борется с наступающей слепотой. И юный фотограф с противоречивыми чувствами, разрывающими его изнутри. Кажется, что между этими людьми нет ничего общего, но это лишь на первый взгляд.
Инди (Инди, 2007)
Главная героиня фильма Арина – жена преуспевающего бизнесмена, который обожает ее и готов ради нее пойти на все. Свобода Арины ничем не ограничена. Она успешно занимается любимым делом – фотографией – и регулярно устраивает выставки собственных работ. На первый взгляд, у нее все в полном порядке. Но автомобильная авария, в которой виновата лишь она, полностью изменит ее жизнь.
Незабываемые моменты (Maria Larssons eviga ögonblick, 2008)
Главная героиня Мария Ларссон – трудолюбивая женщина, вышедшая замуж по любви. Но семья, обязанности, заботы полностью поглощают ее внутренний мир. Она становиться узницей ежедневных забот и не может выбраться из замкнутого круга. Лучиком света для Марии Ларссон становится фотокамера, что дарит ей совсем новые ощущения. Но сможет ли фотография полностью заполнить пустоту?
Съемки в Палермо (Palermo Shooting, 2008)
Финн – фотограф. Причем знаменитый. Его работы украшают обложки журналов и лучшие галереи мира. Однако в сердце его пустота. Приезжая в Палермо на съемки, он знакомится с загадочной художницей и влюбляется. Неожиданно с ним начинают происходить странные вещи…
Полуночный экспресс (The Midnight Meat Train, 2008)
Молодой фотограф криминальной хроники Леон Кауфман получает выгодное предложение от столичной галереи показать публике свои работы. В своих фотографиях он должен отразить «все экстремальное и темное», что есть в городе…
Сортировка (Triage, 2009)
Два закадычных друга готовы рисковать своими жизнями ради сенсационных фотоматериалов. Отправившись на очередное задание в охваченный войной Курдистан, они попадают в полевой госпиталь, где становятся свидетелями жестокой и циничной «сортировки» раненых: тяжелых «лечат» выстрелами в голову, а остальных пытаются поставить на ноги. Ошеломленные происходящим, друзья решают отложить свое возвращение домой и продолжить работу. Они еще не знают, какое тяжкое испытание им предстоит и какую страшную цену придется заплатить за свой последний репортаж…
Клуб безбашенных (The Bang Bang Club, 2010)
Фильм рассказывает подлинную историю четверки всемирно известных фотожурналистов из ЮАР. Благодаря их отчаянно смелым вылазкам в самое пекло межплеменного конфликта, охватившего страну в преддверии падения режима апартеида, мир узнал страшную правду о захлестнувшей ЮАР волне насилия.
Мы покорим Манхэттен (We'll Take Manhattan, 2012)
В 1962 никто еще не слышал о группе The Beatles. Никто из тех, кто не был рожден богатым или знатным, и мечтать не мог о том, чтобы стать знаменитым. И понятия молодежной культуры не существовало. Но знакомство фотографа Дэвида Бейли и будущей супермодели Джин Шримптон, положило начало новой эпохи, где людей станут приветствовать и считать красивыми не по тому, кто был их папочка, а по тому, кто они есть, здесь и сейчас, перед объективом фотоаппарата.
Рожденный дважды (Venuto al mondo, 2012)
Однажды ранним утром Джемма вместе с шестнадцатилетним сыном покидает Рим, чтобы показать сыну город, где он родился и где погиб его отец, талантливый итальянский фотограф Диего. Это путешествие возвращает героиню в сумасшедшую молодость, заставляет заново пережить невозможную любовь, что выпадает лишь раз в жизни, да и то не каждому. Но суждено ли воспоминаниям смыть боль и горечь предательства?
Тысячу раз «спокойной ночи» (Tusen ganger god natt, 2013)
Главная героиня фильма известна как военный корреспондент. В фильме она постоянно подвергает себя опасности и однажды ее семья ставит ультиматум. Муж и дочери хотят, чтобы Ребекка завязала с профессией. Но сможет ли Ребекка навсегда забросить камеру и посвятить себя семье?
Громче, чем бомбы (Louder Than Bombs, 2015)
Одна семья, трое мужчин и три взгляда на любимую женщину. Стареющий плейбой и добродушный отец семейства, остепенившийся насмешливый старший сын и хмурый романтичный подросток хранят свои воспоминания о матери и жене, которая тихому пригороду Нью-Йорка предпочла военную фотографию. То забавные, то пронзительные истории о ней переплетаются с событиями сегодняшнего дня, где каждый из мужчин переживает новую любовь, которая все-таки громче, чем бомбы.
7 документальных фильмов о фотографах
Кровные узы. Фотография и жизнь Салли Манн (What Remains: The Life and Work of Sally Mann, 1994)
Работы Салли Манн одновременно чарующие и запоминающиеся – и нет никаких противоречий. Ее изображения варьируют от интимных портретов ее маленьких детей до крупных планов разлагающихся человеческих тел с «фермы тела». Манн является хорошим оратором, которая рассказывает о процессе создания объектов искусства.
Военный фотограф (War Photographer, 2001)
Герой ленты фотокорреспондент Джеймс Нахтвей специализируется на съемках проблемных регионов. В разные годы он работал в ЮАР, Восточной Европе, Латинской Америке и России. Коллеги Джеймса, как правило, отважно бросаются под пули за ярким кадром, но абстрагируются от человеческой трагедии, которая разворачивается прямо перед их глазами. Нахтвей же, напротив, стремится к эмоциональной близости со своими героями.
Контрольные отпечатки (Contacts, 1989–2004)
«Чего фотограф никогда не должен делать – так это показывать или выставлять свои листы с контрольными отпечатками. По ним можно сделать ложные или, того страшнее, правильные выводы», – говорит Эллиотт Эрвитт. И тут же приступает к демонстрации первого индекс-принта. Так начинается один из эпизодов сериала «Контрольные отпечатки» Уильяма Кляйна, который включает 35 коротких, от 10 до 15 минут, серий, по одной на каждого фотографа. В списке участников сплошные звезды: Анри Картье-Брессон, Хельмут Ньютон, Робер Дуано, Нобуёси Араки, Сара Мун…
Рожденные в борделях (Born into Brothels, 2004)
Фильм следует за Заной Бриски, которая отправилась в Калькутту (Индия), чтобы сфотографировать проституток, работающих и проживающих там. В конечном итоге, она оказывает поддержку их детям и учит их искусству фотографии. После фильма, который получил «Оскар» в номинации «Лучшее документальное кино» в 2005 году, Бриски создала некоммерческую организацию «Дети с камерами», чтобы продолжить свою работу.
Уильям Эгглстон в реальном мире (William Eggleston in the Real World, 2005)
Уильям Эгглстон в значительной степени рассматривается как человек, который помог добиться доверия к цветной фотографии. Его характер довольно загадочен, поэтому документальный фильм Майкла Элмерейда получился особенно увлекательным.
Энни Лейбовиц: Жизнь через объектив (Annie Leibovitz: Life Through a Lens, 2007)
Как вы будете рассказывать о своей работе, когда ваша работа – одна из самых знаковых в истории? Энни Лейбовиц удается сделать это с юмором и самосознанием, что еще более удивительно, учитывая ее невероятную жизнь и работу.
Дух фотографии (The Genius of Photography, 2007)
В 2007 году канал BBC выпустил 6-серийную ленту, посвященную истории фотографии. Создатели фильма возложили на себя амбициозную миссию — за 360 минут рассказать о том, как развивалась фотография, от первых дагеротипов до снимков камерой мобильного телефона.