Многим кажется, что черно-белая портретная фотография настолько красива и сильна, что это даже больше, чем просто изображение человека.

Но как снять красивый черно-белый портрет? В чем секрет успеха?


Я много лет занимаюсь черно-белой портретной съемкой, и в этой статье поделюсь всеми своими фишками и принципами, в том числе:

  • С какого режима начинать: снимать в цвете или сразу в ЧБ?
  • Какие черты лица необходимо учитывать при съемке в ЧБ?
  • Как настроить освещение для получения крутого снимка?

Если вы хотите вывести свои черно-белые портреты на новый уровень, читайте дальше!


1. Начните сразу снимать в черно-белом режиме

Для многих фотографов черно-белый вариант – экспериментальный выбор на этапе обработки. Это ошибка. Вместо этого сделайте черно-белые портреты частью своего мышления. Заранее решите, планируете ли вы снимать в черно-белом или цветном режиме. Если вы делаете кадр и с самого начала хотите, чтобы он был черно-белым, вы можете предпринять шаги, чтобы убедиться, что все элементы хорошего монохромного изображения на месте, прежде чем нажать кнопку спуска затвора. Но если вы думаете, что снимаете цветное изображение – или просто не уверены, каким фото будет в итоге – ваше изображение, скорее всего, окажется менее впечатляющим.

Черно-белые фотографии отличаются от цветных, и, следовательно, они требуют другого подхода. Например, лучшие черно-белые портреты, как правило, отличаются большим тональным контрастом, драматическим освещением и специфическим выражением лица. Эти элементы трудно – а иногда и невозможно – исправить после того, как снимок сделан, поэтому вы должны планировать черно-белую съемку заранее, если хотите получить наилучшие результаты.

Некоторые опытные фотографы могут «видеть» мир черно-белым, что является безумно полезным навыком. Они могут избавиться от отвлекающих факторов цвета и представить мир в оттенках серого. Попробуйте улучшить свое черно-белое зрение, переключив камеру в монохромный режим, а затем часто проверяя изображения на ЖК-дисплее. Внимательно отметьте, как разные области изображения были переведены в окончательный файл.

А если у вас беззеркалка с видоискателем, то еще лучше! Когда вы переключаетесь в монохромный режим, электронный видоискатель становится черно-белым, поэтому вы действительно видите мир вокруг себя в оттенках серого. Это невероятный трюк, и он может быть очень полезен, особенно для новичков.

Совет для профессионалов: убедитесь, что вы снимаете в формате RAW. Таким образом, когда вы переключаете камеру в монохромный режим, вы сохраняете все цветовые данные изображения, и у вас будет гораздо больше гибкости при редактировании позже! Кроме того, если вы передумаете и решите, что изображение выглядит лучше в цвете, у вас будет вся необходимая информация о пикселях.


2. Следите, чтобы глаза были в фокусе и хорошо освещены

Что самое важное в портрете? Глаза. Глаза обычно являются фокусом изображения, особенно это касается черно-белых изображений. Из-за отсутствия цвета черно-белые фотографии часто воспринимаются как графические формы. Глаза – это формы, которые сразу привлекают внимание ваших зрителей (и помогают им интерпретировать общий портрет).

Поэтому обратите особое внимание на глаза вашего объекта. Убедитесь, что они хорошо освещены (здесь может быть полезно поэкспериментировать с разными углами освещения), и убедитесь, что они в фокусе. Если ваша камера предлагает настройку автофокусировки по глазам, я бы посоветовал вам попробовать ее, особенно если вы часто снимаете с малой глубиной резкости. Акцентировать внимание на глазах очень важно! (Если ваша камера не обеспечивает надежную автофокусировку по глазам, попробуйте использовать режим одноточечной автофокусировки, чтобы тщательно расположить точку автофокусировки над ближайшим глазом объекта).

Несколько дополнительных советов по правильной съемке глаз в черно-белой портретной фотографии:

  • Убедитесь, что есть ясный блик, который помогает глазам блестеть.
  • Не бойтесь поправить глаза при постобработке. Убедитесь, что присутствует много деталей!
  • Если вы работаете в сложных условиях освещения и беспокоитесь, что глаза модели могут быть не в фокусе, попробуйте увеличить глубину резкости, чтобы получить дополнительную свободу действий.

3. Обратите особое внимание на выражение лица вашего героя

Как я подчеркивал выше, глаза особенно важны в черно-белых портретах, но это не единственная важная черта лица. Поэкспериментируйте и пообщайтесь с героем съемки, а уже спускайте затвор в нужный момент.

Поскольку выразительные средства черно-белой фотографии сведены к минимуму, чем больше эмоций появляется на лице вашего объекта, тем привлекательнее кадр. Если вы сможете передать разные эмоции в своих черно-белых портретах, вы будете на пути к созданию выдающихся снимков.

Важно, чтобы ваш герой чувствовал себя комфортно; объясните свои цели и заведите непринужденную беседу. Затем, когда вы достанете камеру, используйте первые несколько минут, чтобы помочь модели расслабиться. Проверьте изображения на ЖК-дисплее и похвалите модель (даже если изображение выглядят не очень). Поддержите разговор, посмотрите, сможете ли вы развлечь и раскрепостить героя.

Если вам нужно получить определенную эмоцию, возьмите с собой примеры портретов с эмоциями, которых вам хочется добиться. Вы можете показать их своему герою, чтобы он или она имели лучшее представление о ваших целях съемки.

Убедитесь, что вы постоянно смотрите в видоискатель, держа палец на кнопке спуска затвора. Помните: даже крошечные изменения в выражении лица вашего объекта могут иметь значение. Такие вещи, как приподнятая бровь, подергивание уголков рта и линии улыбки под глазами, могут быть использованы очень успешно.

Если вы не добиться желаемых эмоций, попробуйте это простое упражнение:

Подготовьте список слов или фраз, а затем попросите субъекта отреагировать на каждое из них. Слова, которые вы выбираете, могут быть простыми эмоциями, такими как любовь, печаль, радость, гнев и меланхолия. Вы даже можете использовать забавные слова, такие как чизбургер, политика, телепузики или разгром Халка. Если у вас есть субъект, который напряжен или нервничает, последний подход может легко поднять настроение!

4. Тщательно выбирайте настройку освещения

Черно-белые портреты можно делать с использованием искусственного света, естественного света или их сочетания. Лично я предпочитаю использовать искусственный свет; он предлагает больший контроль и позволяет создавать более драмачитные кадры. Но вы также можете получить отличные черно-белые портреты с естественным освещением, поэтому не бойтесь снимать на улице, если у вас нет доступа к студийному оборудованию.

Теперь, когда дело доходит до освещения черно-белых портретов, нет жестких правил. Контраст, как правило, хороший, поэтому я рекомендую вам попробовать схемы с разделенным освещением и освещением Рембрандта, но если вы предпочитаете более мягкие, низкоконтрастные изображения, рассмотрите возможность уменьшения угла освещения для менее экстремального эффекта.

Для создания высококонтрастных портретов с быстрыми переходами тона используйте источник жесткого света, например, насадку, простую вспышку, небольшой софтбокс или полуденное солнце. Для мягких тонов и более тонких изображений используйте большой софтбокс или зонтик. А если вам нужны низкоконтрастные изображения, но вы снимаете на улице, убедитесь, что ваш объект находится в тени или выходите на улицу, когда небо затянуто облаками.

В конце концов, все зависит от личных предпочтений. Если вы не уверены, что вам нравится, поищите черно-белые портреты в интернете. Найдите первые десять кадров, которые вам запомнились, и посмотрите, сможете ли вы разобрать освещение и повторить схему света. Тогда попробуйте использовать эти методы освещения в своих собственных изображениях!

5. Пологайтесь на свет, а не на Photoshop


Если вы хотите создать выдающиеся черно-белые портретные фото, важно, чтобы вы полагались на свои навыки работы со светом, а не на Photoshop (или любую другую программу обработки фото).

С помощью освещения можно:

  • Создать драму
  • Добавьте эффект высокой контрастности
  • Подчеркнуть главный объект
  • Сделать фон черным

И хотя можно вносить небольшие коррективы в обработку (и я, безусловно, рекомендую вам тщательно редактировать каждое изображение!), вы не должны рассматривать фотошоп как быстрое решение. Например, если вы хотите получить высококонтрастное изображение, не увеличивайте ползунок «Контрастность» до +100. Вместо этого выберите контрастное освещение, затем, если вам нужно усилить его, попробуйте аккуратно отрегулировать ползунки. Вы также можете попробовать технику осветления и затемнения. Несмотря на то, что вы можете применять корректировки во время редактирования, постарайтесь внести самые большие изменения в настройку освещения еще при съемке!

6. Не пытайтесь спасти плохие изображения переводом в ЧБ

Если вы редактируете изображение, которое, по вашему мнению, не соответствует требованиям, и вы спрашиваете себя, можно ли его перевести в ЧБ, ответ, вероятно, будет «Нет». Фотографы любят «сохранять» изображения преобразованием в черно-белое фото, но черно-белая обработка часто подчеркивает недостатки, которые изначально заставляли вас сомневаться в изображении. И вообще, плохая фотография – это плохая фотография, вне зависимости от цветовой гаммы (или ее отсутствия). Нет ничего плохого в том, чтобы поэкспериментировать и увидеть, какизображение выглядит в монохромном режиме. Но убедитесь, что вы объективно оцениваете изображение. И если кадр кажется неправильным или неудачным, просто удалите его.

7. Поймите, какие кадры лучше смотрятся в ЧБ, а какие в цвете 


Некоторые сюжеты практически просятся на черно-белую съемку. Некоторые предметы требуют цвета. А другие… не так очевидны.

Насколько это возможно, вы должны попытаться понять, что заставляет объект работать в черно-белом режиме. Я бы посоветовал вам найти несколько черно-белых портретных фотографий, которыми вы действительно восхищаетесь, а затем составить список того, что вам нравится в каждом изображении. Таким образом, когда вы работаете с новым объектом и/или настройкой, вы можете сразу узнать, какие изображения получатся лучше: черно-белые или цветные, и внести соответствующие коррективы.

Вот несколько характеристик, которые отлично смотрятся в черно-белом изображении:

  • Тяжелые тени
  • Жесткое освещение
  • Интенсивные, серьезные выражения
  • Четкая геометрия
  • Узоры

С другой стороны, если вы фотографируете объект с яркими, резкими оттенками, где цвета кажутся важной частью сцены, возможно, имеет смысл придерживаться цвета. Кстати, иногда даже опытные фотографы затрудняются решить, в каком варианте лучше всего выглядит снимок. Так что, если это произойдет с вами, постарайтесь не слишком расстраиваться. В таких случаях не бойтесь экспериментировать! Сделайте несколько продуманных цветных фотографий, затем мысленно переключитесь на черно-белый режим и сделайте еще несколько снимков. Выполните обработку, а затем потратьте время на просмотр двух вариантов фотографий. Спросите себя: чем отличаются эти изображения? Что работает? Что не так? Что мне нравится? Что мне не нравится? И посмотрите, сможете ли вы определить, в каком варианте кадр смотрится лучше всего – в черно-белом или в цветном.

Черно-белая портретная фотография может показаться сложной, но на самом деле это не так!

Просто просматривайте хорошие черно-белые портреты, следуйте советам, которыми я поделился, и постоянно снимайте. Скоро вы будете делать черно-белые фотографии как профессионал!

Поделиться в социальных сетях 90