Ищем выход из сложных ситуаций, в которые попадают фотографы

Фотографы при работе с клиентами и моделями часто попадают в щепетильные ситуации, из которых приходится искать выход и делать сложный выбор. 

Тут мы разберем несколько стремных ситуаций, в которые не раз попадал практический каждый фотограф. А наши преподаватели поделятся, как бы они поступили в том или ином случае.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ клиенту не понравились отснятые тобой фотографии и он этого не скрывает?

Варианты развития событий:

  1. Вернуть клиенту деньги. 
  2. Предложить доказать в суде, что услуга была оказана некачественно. 
  3. Уточнить, что именно не понравилось, чтобы не повторять этих ошибок. 
  4. Предложить переснять или переобработать фото с учетом замечаний клиента.

А теперь, когда вы определились, как бы поступили вы, давайте посмотрим, как бы себя вели опытные коммерческие фотографы, которые преподают в фотошколе BLENDA.

Андрей Барило:

Клиент и не должен это скрывать. Более того, фотограф должен убедиться, что фото клиенту нравятся. Если же нет... У меня было пару таких ситуаций. В первом случае девушка просто не любила себя, и это важный момент. Если человек себя не любит, ни один фотограф мира не сможет сделать классную, для него, фотку. Во втором случае девушка не дала мне времени на то, чтобы я успел сделать что-то красивое. Опоздала + еще красилась. В итоге было только 25 мин на съемку. В первом случае девушка попросила вернуть деньги, что я и сделал. Во втором меня обозвали «бракоделом», но деньги не потребовали. Теперь в моих условиях съемки (у меня они четко прописаны, и я их всем высылаю) я указал, что если съемка состоялась, работа проделана, то деньги не возвращаются.

Сергей Аринохин:

Спросил бы, что не понравилось, и любым способом уладил конфликт. Если обработка – переобработал бы. Если сами фото – провел бы еще раз съемку с учетом замечаний и предложений.

Наталья Прядко:

Поговорила бы с клиентом о том, что не устроило, возможно ли это исправить кадрированием / цветокоррекцией. Если нет, предложила бы повторную съемку, заранее обговорив все моменты. Репутация дороже.

Виталий Шохан:

Во-первых, заказывая съемку, клиент видит образцы и примеры того, что и как будет сделано и обработано. Это все заранее обсуждается. Во-вторых, обращаясь к конкретному фотографу, клиент, как правило, желает получить именно то, что делает этот мастер. Поэтому априори такой вопрос не может возникнуть. Подобное возможно в начале творческого пути, когда фотограф не имеет еще примеров и опыта работы. Также нельзя исключать тот самый «потребительский экстремизм», когда клиента все устраивает, только он хочет еще больше сэкономить.
Поэтому, если возникновение такого вопроса теоретически возможно, то имеет смысл перед съемкой заключить договор, где как можно подробнее расписать, что и в каком виде обещает сделать фотограф и что делать, если результат не будет этому соответствовать.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ студия забронирована, а модель не пришла и не берет трубку?

Варианты развития событий:

  1. Слезно извиниться перед администратором студии и уйти, не оплатив.
  2. Срочно выцепить модель из окружения, чтобы бронь не сгорала.
  3. Оплатить аренду студии, но впредь всегда брать предоплату с клиента.

А теперь ответы от наших преподавателей:

Сергей Аринохин: 

Не ехать в студию. А если уже там, извиниться, поклониться перед администратором и отменить бронь. Вообще, всегда помните: если это коммерческая съемка, то за аренду студии платит клиент заранее. Вас этот вопрос не должен волновать.

Наталья Прядко: 

Срочно найти модель из окружения: знакомые девочки, сотрудники студии, студенты фотошколы.

Андрей Барило: 

Слезно извиниться перед студией. Но можно кого-нибудь найти вблизи, если есть такая возможность.

Денис Бондарев: 

Всегда брать предоплату. Не помню клиентов которые внесли залог и не пришли фотографироваться.

Виталий Шохан: 

Студию просто бронирует модель) А если бронирует фотограф, то он заранее предусматривает все возможные варианты, например, планирует две модели на съемку. Одна из них точно будет.

Ольга Павловская: 

Наилучшее решение подобной проблемы – предоплата либо заключение договора. Если такой возможности нет, предложите модели забронировать студию самостоятельно. В таком случае ответственность за штрафы при форс-мажорах лягут на виновного. Также некоторые студии соглашаются перенести бронь на другой день без уплаты неустойки. Уточняйте.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ по плану была съемка на закате, ты с моделями уже на локации, но внезапно началась гроза?

Варианты развития событий:

  1. Перенести съемку на другой день, когда будет хорошая погода.
  2. Снимать под дождем: грозовое небо тоже очень фотогенично!
  3. Ехать в кафе или фотостудию: всегда есть запасной вариант.

А как бы поступили профессиональные фотографы?

Андрей Барило:

Однозначно фоткать в грозу. 100% будут классные фотки.

Сергей Аринохин:

Перенести съемку и провести ее на закате, таких случаев было немало. А если это свадьба, то в этих образах повторить ее в другой день, когда будет соответствующая погода. Без доплат.

Виталий Шохан:

Если я планирую съемку на природе, заранее оценивается прогноз погоды, и, кроме этого, с моделями обсуждается запасной вариант действий на случай непредсказуемой погоды.

Наталья Прядко:

Продолжать съемку в новых условиях, грозовое небо тоже очень красивое. Для этого заранее нужно смотреть прогноз погоды и при рисках брать зонтик, дождевик, пакет для объектива и смену одежды для модели под пасмурную погоду.

Денис Бондарев:

Такое бывает крайне редко, но к такой ситуации следует быть готовым. Во-первых у вас всегда должен быть запасной вариант, например фотостудия или кафе. Во-вторых необходимо постоянно следить за погодой и ее прогнозом в преддверии съемки. Если она резко меняется, а клиентам принципиально хочется сделать фотографии на закате, съемку лучше перенести.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ полетела флешка с очень важной съемкой, повторить которую невозможно? И восстановить фотки – тоже. А клиент ждет фоточек.

Варианты развития событий:

  1. Извиниться и предложить вернуть гонорар.
  2. Рассказать все как есть и попросить понять и простить.
  3. Извиниться и предложить взамен две любых съемки.
  4. Добавить клиента в черный список и уйти с радаров.

Выкручиваются наши преподаватели:

Андрей Барило:

Я всегда бережно отношусь к флешкам и, приходя домой, я делаю сразу две копии сессии. Но если такое случилось, нужно делать еще одну съемку за свой счет. Нужно все компенсировать и в большем объеме, если не хотите потерять клиента.

Наталья Прядко:

Важные съемки лучше сразу дублировать на облако. Если полетела – объяснить ситуацию, предложить альтернативную съемку, ведь фото не нарисуешь.

Сергей Аринохин:

Использовать все возможные варианты для восстановления флешки. Если не получилось – возвращать гонорар. И договариваться на 2-3 съемки взамен.

Виталий Шохан:

Перед такими ответственными съемками лучше всего заключение договора, где следует обговорить порядок действий в случае форс-мажорных ситуаций. На очень ответственных съемках порой снимаем параллельно на две карты памяти (если поддерживает фотоаппарат). Пытаемся восстановить погибшую информацию, обращаясь к соответствующим специалистам.

Денис Бондарев:

Профессиональный фотограф обязан использовать фотоаппараты с системой дублирования карт памяти. Эта система существует специально для того, чтобы описанная ситуация никогда не воплотилась в жизнь. Данные, которые хранятся на компьютере, тоже необходимо постоянно дублировать, как минимум в облачное хранилище.

Наталья Никитик:

Рассказать все как есть, вернуть деньги за съемку и за моральный ущерб.


ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ты уже отснял/-а съемку, а клиент отказывается платить, придумывая какие-то невнятные отговорки?

Варианты развития событий:

  1. Войти в положение клиента и договориться, что заказчик оплатит работу, когда фото будут готовы.
  2. Не садиться за обработку фотографий, пока заказчик не заплатит.
  3. Пригрозить, что удалите все фотографии, если заказчик не заплатит сегодня же.

Как бы выбивали вознаграждение за свой труд наши преподаватели? Читайте!

Сергей Аринохин:

Не отдавать отснятый материал.

Наталья Прядко:

Брать аванс или оплату 100% до съемки. Или заключать договор. Если вы договаривались устно, а клиент отказывается – урок на будущее. Фото не отдавать.

Виталий Шохан:

Предоплата :) Отсутствие предоплаты возможно только для уже хорошо зарекомендовавших себя клиентов, обращающихся не первый раз.

Наталья Никитик:

Спокойным тоном объяснить, что услуга была оказана, и за нее обязательно надо заплатить. И впредь всегда брать оплату за свои услуги сразу после съемки, до того, как вы отдадите готовые фото. 

Андрей Барило:

И этот случай был. Я просто не отдавал фото. Но она так и не заплатила, и я их со временем удалил. Пока не состоялась стопроцентная оплата – никаких фото.

Денис Бондарев:

Чтобы обезопасить себя от подобных ситуаций, деньги за свои услуги стоит брать определенным образом. Первая часть вносится клиентом в качестве предоплаты. Вторая часть гонорара вносится в день съемки, непосредственно после ее завершения. Проговорите этот алгоритм со своими клиентами во время предварительной встречи, во время обсуждения вашего гонорара подчеркните, что клиент получает карту памяти с фотографиями только после 100% оплаты ваших услуг.

Александр Кузьмин:

Если это была свадьба, ну не хочет заказчик платить, есть предоплата, не заплатит – значит, фото не получит. Что тут думать? Всегда важно предоплату брать, чтобы какой-то процент был оплачен. 

С организациями такого не может быть, так как там есть договора и выкупка авторских прав. Договор подписывается после передачи материала, и в нем прописаны сроки оплаты. Если сроки увеличиваются, они платят неустойку. Если вообще не платят, авторских прав у них автоматом нет, а следовательно, использование фото для них выльется в крупную сумму судебных издержек. 

С ресторанами – снял, сделал, забрал деньги, отдал фото. Не хотят платить после съемки – не будет фото. Потратили время и деньги на продукты они. А фото можно загружать на фотосток.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ клиенты оказались настолько не фотогеничны, что, как ты ни пытаешься, не можешь найти нужный ракурс, чтобы отдать хоть десяток удачных фотографий?

  1. Сразу на съемке признаться, что не справились с задачей и гонорар брать не будете.
  2. Прямо на съемке показать несколько кадров и рассказать, чего можно добиться при обработке.
  3. Менять схемы света и точки съемки, использовать драпировки и аксессуары, пока не добьетесь нужного результата.
  4. Пообщаться, пошутить, расспросить про увлечения, вывести на эмоции, не забывая при этом снимать.
  5. Отснять как есть, а все недостатки отретушировать при постобработке.

Иногда бывают периоды, когда заказчиков выбирать не приходится. Итак, посмотрим, что делают наши преподаватели, когда им попадаются совершенно нефотогеничные заказчики…

Наталья Никитик:

Не отчаиваться, делать разноплановые фото в надежде на Photoshop.

Виталий Шохан:

Если съемка коммерческая, то фотограф сам ведь решает, справится он с поставленной задачей или нет. И если он заранее видит проблему, которую не осилит, то просто лучше и не браться за такую съемку.
Если же уже взялся, то, значит, уже старайся как только можно, чтобы клиент остался доволен. Возможно, просто придется значительно изменить схему света, использовать какие-то дополнительные камуфлирующие аксессуары и т. д.

Наталья Прядко:

Нефотогеничных нет: светом, позой и точкой съемки можно решить все проблемы. Нужно расслабиться самому и успокоить клиентов, начать просто общаться, расспросить, чем занимаются, какие увлечения. Обычно, когда человек рассказывает о чем-то ему интересном, загораются глаза. Он как бы наполняется светом, хорошеет))

Сергей Аринохин:

Фотографу может казаться, что они не фотогеничны, но если с ними поработать, вывести на эмоции, ребята сами себе понравятся.

Денис Бондарев:

С течением времени я пришел к выводу, что таких людей не существует. А вот фотографов, которые не умеют работать с людьми, полно. Так что данная проблема лежит исключительно на стороне фотографов, на мой взгляд.

Андрей Барило:

А вот это уже зависит от взгляда фотографа. Нужно стереть в себе понятия «красивый» – «некрасивый», навязанные социумом, – и вот тогда можно найти красоту везде.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ребенок отказывается фотографироваться: плачет, отворачивается, корчит рожи или убегает?

Варианты развития событий:

  1. Надеть на объектив вязаную птичку, чтобы привлечь внимание ребенка.
  2. Отстать от ребенка и фотографировать родителей.
  3. Отпустить ребенка поиграть и снимать репортажные кадры.
  4. Договориться с ребенком немножко потерпеть и пообещать за это чупа-чупс.

Ну что, посмотрим, как ладят с детьми наши преподаватели?

Наталья Прядко:

Дать ему возможность делать то, что он хочет, выпустить «пар», при этом снимать ненавязчиво, как репортажник. А потом, когда он набегается, можно немного и поработать.

Сергей Аринохин:

Отпустить ребенка поиграть и работать с мамой. Через некоторое время ребенок сам будет подходить и фотографироваться, а до этого ловить репортажные кадры свободной игры.

Денис Бондарев:

Репортаж, репортаж и еще раз репортаж. В подобных ситуациях он, как правило, дает подловить много искренних клевых эмоций.

Виталий Шохан:

Если возможно – отложить съемку и просто поиграть с ребенком. Если нет такой возможности – перенести съемку на другой день и время, обговорив этот момент с родителями. Либо, как вариант, можно снимать и капризничающего ребенка, кадры при этом будут живые и яркие. Но не факт, что будут вызывать восторг у родственников и у самого ребенка, когда он подрастет)

Ольга Павловская:

Стандартный форс-мажор семейного фотографа – малыш, отказывающийся с ним взаимодействовать. 

Причин может быть много: 

  1. Некорректно выбранное время съемки, когда нарушен режим малыша и он хочет кушать либо спать. Чтобы избежать данных проблем, всегда уточняем у родителей все нюансы, касающиеся распорядка дня, и только потом назначаем время. 
  2. Испуганный ребенок. Все дети по разному реагируют на новых людей. Задача родителей – подготовить малыша и заранее рассказать о том, как, где и каким образом пройдет фотосессия. Задача фотографа – нарушать зону комфорта крохи очень деликатно и постепенно располагать к себе маленького героя, проводя фотосессию в игровой форме и не выражая неудовольствия.
  3. Тревожные родители, чересчур сильно переживающие за результат. Здесь нужно постараться снизить градус ответственности и раскрепостить взрослых, чтобы ребенок настроился на ту же волну.

В моей практике было достаточно много сложных съемок. Детская съемка самая непредсказуемая, т. к. маленькие герои совершенно не заинтересованы в результате вашего взаимодействия. Выходом из ситуации всегда является терпение фотографа и включенность родителей. Иногда просто нужно немножко больше времени. Достаточно просто проявить немного инициативы и пожертвовать небольшим количеством времени. А если вдруг в процессе все пойдет не по вашему сценарию, поверьте, плюсов вам не избежать))

Как минусы превратить в плюсы:

  • Непоседливые карапузы – много эмоциональных моментов. 
  • Настороженный малыш, не желающий покидать мамины объятия, – тонны нежности и любви в вашей серии.

Часто съемки, которые прошли не так, как планировалось, становятся самыми любимыми и дорогими сердцу фотографа и родителей. Ведь ценность семейной фотографии не в том, насколько она соответствует чьим-то ожиданиям, а в том, что это всегда особенная, не похожая ни на одну другую история чьей-то большой любви.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ тебе предлагают отснять крутую свадьбу за границей, но оплатить перелет и проживание не готовы?

Варианты ответов:

  1. Конечно, поеду, заодно и отдохну!
  2. Поеду, только если съемка будет действительно портфолийной.
  3. Не поеду. Себе в минус не работаю.

Ну а теперь узнаем, поехали бы наши свадебщики за границу без оплаты перелета и проживания или нет.

Сергей Аринохин:

Если хочешь работать за границей и нужно заграничное портфолио, если крутая свадьба и красивая пара, то можно и самому проплатить такую поездку (один раз). Вложить деньги в свою рекламу. А если уже есть такие съемки, то только при оплате перелета и проживания, но можно без гонорара. В идеале, конечно, с гонораром)))

Денис Бондарев:

Если это первое предложение отснять заграничную свадьбу, рекомендую согласиться. Вы получите и отличное портфолио, и небольшое путешествие зачастую за небольшие деньги. Если вы регулярно снимаете заграничные свадьбы и вам поступило подобное предложение, я вам не советчик, тут каждый примет решение сам, согласно своим приоритетам.

Иван Малигон:

Я подключу соцсети и запущу поиск красивой пары в этом месте, чтобы смогли оплатить перелет, а взамен сниму им прогулку, прилетев заранее, до свадьбы первой пары. Ну и такие условия могут быть только на будние дни.

Александр Кузьмин:

Тут два варианта. Либо ты, жертвуя своим гонораром, летишь за свои деньги, ища для этого дешевые билеты и вылеты не из Беларуси, а хотя бы из Вильнюса, до которого можно доехать за 6 евро. Перелеты по Европе могут быть в пределах 30 евро, а так же есть автобусы дешевые, на которых можно добраться за 10 евро. Тем самым ты получаешь крутую съемку в портфолио, еще и посмотришь город, если не был, да и устроишь себе небольшой отпуск. В любом случае потратил бы эти же деньги на данную поездку. 

Либо вариант два. Не называть сразу стоимость работы, а, узнав все подробности, быстро найти варианты размещения (а ведь можно жить бесплатно через коучсерфинг) и недорогие билеты, просто добавить их стоимость к стоимости твоей работы. В европе все в евро, можно даже смело озвучивать свой гонорар, который тут считается в долларах, сразу в евро, тем самым у тебя будет плюс небольшой в пересчете на доллары. 

Плюс ко всему этому выезд обычно осуществляется по максимальному пакету услуг. 

Я в этом плане весьма авантюрный. И если страна клевая, например Исландия, то я еду бесплатно, но с пары перелеты, проживание и еда, т.е. я не трачу своих денег на стандартные для жизни вещи. Только на свои хотелки. Были варианты, когда мне оплачивали все перелеты, проживание, еду и еще давали 50 евро на день, но я работал без гонорара. Я там был 7 дней, это была Греция, отдохнул бесплатно и чуть заработал даже, экономя те самые 50 евро в день.

Рубрика «ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ» выходит у нас на телеграм-канале каждую неделю. Если у вас бывали сложные ситуации, в которых вы не знали, что делать и как поступить, расскажите нам об этом в комментариях к этой статье. Мы обязательно разберем этот случай в следующих выпусках!

Все фотографии из статьи сделаны на занятиях в фотошколе BLENDA.

Портфолио всех преподавателей фотошколы BLENDA можно найти ТУТ.

Поделиться в социальных сетях 22170