Фотографы часто попадают в непростые ситуации на съемочной площадке и при общении с клиентами. Как поступить в том или ином случае, не учат ни на каких курсах фотографии. Поэтому мы разбираем такие ситуации в нашей рубрике «ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ».
Вот тут первый выпуск рубрики:
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ... Ищем выход из сложных ситуаций, в которые попадают фотографы
Читайте второй выпуск рубрики и выходите из любой ситуации достойно!
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ уже неплохо снимаешь и есть достойные фото в портфолио, а все еще никак не можешь решиться фотографировать за деньги?
Давайте, вы сперва для себя определитесь, как бы поступили вы. А уже потом мы опубликуем ответы наших преподавателей – опытных коммерческих фотографов, которые уже прошли через огонь, воду и медные трубы на этом пути.
Варианты ответов:
- Я буду пополнять свое портфолио творческими съемками, пока первый клиент сам не закажет у меня съемку.
- Я соберусь с силами и опубликую пост «Принимаю заказы на съемку от 50 рублей».
- Я проанализирую коллег, сформирую средний по рынку ценник и наконец запущу рекламу в инстаграм».
Ну а вот что посоветовали новичкам наши преподаватели:
Сергей Аринохин:
Справиться с синдромом бесплатного фотографа и поверить в себя. И как можно быстрее взять первую работу за деньги. Как только фотограф берет деньги за съемку, его уровень в несколько раз вырастает автоматически. Так как когда ты работаешь бесплатно, у тебя нет такой психологической ответственности за результат.
Наталья Никитик:
Когда-то же надо начинать! Если ты хочешь хобби превратить в работу, то начинать брать деньги за свои услуги надо как можно раньше. Начинай с невысокой стоимости, периодически повышая ее. Увидишь, насколько повысится твой уровень ответственности. И ты гораздо быстрее начнешь развиваться как профессионал.
Александр Кузьмин:
Снимать в удовольствие. Значит, нет проблем с деньгами, и есть работа которая может быть основной, а фото как хобби. Отличный вариант снимать себе в кайф, когда и что хочешь. Не зависеть от клиентов.
Андрей Барило:
Первый клиент сам вас найдет. И это будет началом. До тех пор просто оттачивайте мастерство.
Виталий Шохан:
Ну если так происходит, значит, деньги то особо и не нужны. Можно вполне продолжать и далее снимать в свое удовольствие :)
Артур Шах-Гусейнов:
Да, это нелегко, согласен. Когда портфолио стоящее, а уверенности в постоянстве хорошего результата все еще нет, начать брать деньги за свою работу – непростой шаг. Для начала убедитесь, что вы можете давать то, что предлагаете, донесите до вашей аудитории уникальную ценность вашего продукта, посчитайте, сколько времени вы тратите на съемку и обработку и, исходя из этого, формируйте цену. Дайте себе легкий старт, не начинайте сразу с высоких ценников, постепенно потом увеличите, главное – дать начало монетизации ваших услуг. Поверьте наконец в себя и перестаньте раздавать бесплатные съемки, в конце концов, это подрывает рынок и обесценивает продукт.
Дарья Буслик:
Чтобы начать фотографировать за деньги, нужно быть уверенным в своих работах. Опять же, можно попросить портфолио-ревю у более опытного и авторитетного для вас коллеги. Плюс, если вы фотографируете моделей, друзей или знакомых и получаете положительный отклик, то можно смело начинать брать деньги за свою работу.
Ольга Павловская:
Если есть цель стать коммерческим фотографом, то нужно начать снимать за деньги через «не могу». Все бывает сложным, пока не станет привычным. Любой труд должен оплачиваться, иначе он превращается в эксплуатацию. В том случае, если не хватает уверенности в качестве своих работ, то стоит заказать портфолио-ревю у фотографа, которому доверяешь.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ вообще нет заказов на месяц вперед?
Варианты развития событий:
- Устроить себе отпуск и отдохнуть.
- Объявить о крутых скидках.
- Пойти прокачаться в продвижении.
- Провести розыгрыш съемки.
- Разобраться в причинах отсутствия заказов.
Посмотрим, что обычно делают в такой ситуации опытные коммерческие фотографы.
Ольга Павловская:
Определить причину отсутствия заказов.
Как правило они очевидны:
- Проседающий маркетинг;
- Непродающее портфолио;
- Низкое качество работ;
- Недостаток профессионализма;
- Личные особенности фотографа, из-за которых клиентам не хочется возвращаться.
Устранить причины и повысить свою востребованность))
Наталия Никитик:
Проанализировать, почему нет съемок. Отсутствие стабильности – это сигнал к тому, что необходимо что-то изменять в своей работе, возможно, надо обратить внимание на свое портфолио. Этот месяц можно использовать для проведения портфолийных съемок. Можно провести несколько тематических съемок на специальных условиях.
Даша Буслик:
Если нет заказов, то надо использовать это время с максимальной пользой. Вложиться в свое развитие, к примеру. Пройти обучение и т. п. Время обновить портфолио, сделать кучу творческих съемок.
Александр Кузьмин:
Значит, есть возможность развеяться и отдохнуть, набраться впечатлений и вдохновений, путешествия – супер вариант!
Сергей Аринохин:
Сделать пост о какой-нибудь бесплатной услуге в подарок, пробной съемке. Либо фотокнига в подарок на этот месяц.
Артур Шах-Гусейнов:
Если нет заказов на месяц вперед, то нужно пересмотреть свой стратегический план, возможно, выкладывать больше постов и конкретней писать о своих услугах. Необходимо из года в год вести статистику и анализировать, в каком месяце больше заказов, а в каком нет. Понятно, что есть сезонная работа, но чтобы в сезон не остаться без заказов, надо много работать вне сезона, устраивать творческие проекты, работать над портфолио, посещать мастер-классы. Провести мониторинг по топовым фотографам своего города и сделать уникальное предложение, необходимо отличаться и искать себя постоянно.
Андрей Барило:
Все зависит от ваших маркетинговых способностей. А в наше время это занимает первое место, к сожалению.
Виталий Шохан:
- Работать на другой работе.
- Найти одного, но очень дорогого клиента и отбить безденежный месяц.
- Найти спонсора, который будет поддерживать творческую безденежную душу.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ты не успеваешь сдать съемку в оговоренный срок? То есть прямо сейчас сесть и обработать фото нет возможности или желания.
Варианты развития событий:
- Отложить все дела, включая рождение первенца или свадьбу дочери, и сесть за обработку.
- Не отвечать клиенту, пока фото не готовы, а потом прислать ссылку на облако с извинениями.
- Ответить клиенту, извиниться и объяснить причину задержки реальной причиной.
- Сказать клиенту, что как раз работаете над творческой обработкой серии и скоро все будет.
А как бы поступили наши преподаватели?
Сергей Аринохин:
Сказать заказчикам: «Простите за задержку, съемка почти готова. Осталось сделать только чуть-чуть. Понадобилось чуть больше времени, чтобы сделать фото лучше и качественнее».
Виталий Шохан:
Если съемка коммерческая, то всегда оговариваются конкретные сроки исполнения. И если фотограф не выполняет взятые на себя обязательства, то это говорит об уровне профессионализма такого фотографа. Поэтому если ценить свое имя и иметь хорошую репутацию, фотограф реально должен оценивать свои силы и возможности перед такими съемками и оговаривать реальные сроки.
Андрей Барило:
Мои сроки обработки – 3-4 недели. Я всегда стараюсь в них уложиться. Думаю, не сложно распределить правильно время. Это фотограф уж точно должен уметь. Но если не успел, тогда, опять же, бонусы от тебя все уладят.
Денис Бондарев:
Заранее предупредите клиента о том, что не укладываетесь в срок. Ни в коем случае не избегайте его, отвечайте на его звонки и сообщения. Предложите клиенту бонус за свою оплошность. Если такие ситуации будут повторяться, настоятельно рекомендую изменить подход к своей работе либо в целом сменить род вашей деятельности. В профессиональной фотографии постоянным смещениям сроков не место.
Александр Кузьмин:
Об этом надо было думать ранее, планировать свой график и расставлять приоритеты. Нет желания? Перенесите это на работу в офисе: Нет желания что-то делать – с вами никто не будет сусолиться. Заявление об увольнении на стол – и не делайте. Так и тут. Нет желания делать – продавайте фотик, нафиг вообще этим заниматься? А тайминг надо рассчитывать, хотя бы 2 часа в день отдавать обработке фотографий.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ твои фотографии впервые опубликовали в фотопаблике, а их жестко раскритиковали в коментах?
Варианты ответов:
- Больше никогда не постить свои фотографии в пабликах.
- Продать камеру, удалив все свои фотографии.
- Принять к сведению адекватные замечания, отсеяв жесть и желчь.
- Ответить на все комментарии, отметив, почему снято именно так.
А как же ответили наши преподаватели?
Ольга Павловская:
Если раскритиковали жестко и массово – подумать почему. Проанализировать, сделать выводы. Спросить объективного мнения у коллеги, которому доверяешь. Получить опыт и мотивацию. Идти дальше.
Дарья Буслик:
Смотря какой это был фотопаблик) В любом случае, я бы показала эти фотографии коллеге-фотографу, мнению которого я доверяю, с просьбой покритиковать свои работы. Тогда бы делала выводы.
Артур Шах-Гусейнов:
Однозначно не стоит паниковать, вступать в дискуссии и расстраиваться. Чтобы вы ни сняли, всегда найдутся люди, которым это понравится, и которым – нет. Доверяйте мнению только значимых для вас фотографов. Хорошая конструктивная критика всегда на пользу идет!
Александр Кузьмин:
Критика создана для того, чтобы стать лучше и сделать работу над ошибками. Надо все принять и переработать, а следующая публикация будет уже лучше. Негативная критика – лучший инструмент роста.
Андрей Барило:
Критики делятся на два типа. Первый – это злые и завистливые люди, и они обязательно напишут что-то неприятное. К черту их. Второй тип – это профессиональные фотографы, которые напишут четко и по делу. Есть, конечно, и те, кто не разбирается в фотографии. Они тоже будут критиковать. Но тут категории будут делиться схоже, на злюк и хороших. В любом случае, к чему-то стоит прислушаться и сделать выводы.
Виталий Шохан:
На вкус и цвет все фломастеры разные. Размещая фото на каких-либо публичных ресурсах, автор должен осознавать, что на этих ресурсах обитают не только восторженные почитатели, но и разные озабоченные личности либо люди с совершенно противоположными взглядами.
Сергей Аринохин:
Если комментируют, то уже хорошо. Но комментарии могут быть разными. Отрицательные комментарии, если они обоснованные и адекватные, нужно проанализировать, сделать выводы и идти дальше. Плохо, когда не коментят.
Наталия Никитик:
Во-первых, надо быть готовым к критике и адекватно на нее реагировать. Во-вторых, если критика конструктивная (критикует профессиональный фотограф и он конкретно говорит, что не так на фото, советует, как кадр сделать лучше), за такую критику надо сказать спасибо и в будущем обращать внимание на эти моменты. Но всегда следует помнить, что фотография – искусство субъективное.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ у тебя заказала съемку лавстори красивая гомосексуальная пара? Как реагировать и размещать ли в портфолио?
Какой ответ вам ближе?
- Отсниму без проблем, но в портфолио размещать не буду. Реакция подписчиков непредсказуема.
- С удовольствием поснимаю и сразу же закину в портфолио. Горячая тема мне только на руку.
- Снимать не стану. Мне противно, когда девушки или парни целуются.
- А чем эта пара отличается от других? Постараюсь сделать хорошие кадры и обязательно опубликую.
А вот как бы поступили наши преподаватели:
Александр Кузьмин:
Классссс, моя мечта! Это хайп чистой воды, это надо публиковать сразу же. Обсуждений будет множество. Реклама бесплатная за то, за что вам уже и так заплатили.
Сергей Аринохин:
Сугубо личное дело каждого фотографа. В своем портфолио я бы эту серию не размещал, но отработал бы профессионально, как с другими парами.
Артур Шах-Гусейнов:
Если это не противоречит вашим взглядам, то, конечно, надо брать. Такие заказы пока редкость, а это значит, что кадры с подобных съемок привлекут много внимания.
Виталий Шохан:
Каждый фотограф для себя сам решает, что он снимает, а что – нет. Если по каким-либо причинам клиент не устраивает, то фотограф просто отказывается от такой съемки. Лично я не буду снимать то, что мне не подходит по мировоззрению, условиям и т. д.
Андрей Барило:
Внешне – это такие же люди. Так какая разница? Другое дело, если вас волнует, что о вас скажут. Даже если так, сплетни – отличная реклама.
Ольга Павловская:
Я бы корректно отказала в съемке. Просто потому, что комфорт на съемочной площадке превыше всего. А с такими героями я бы вряд ли чувствовала себя комфортно. Размещать в своем портфолио тем более бы не стала. В целом отношусь лояльно ко всякого рода меньшинствам, но не считаю, что гомосексуализм – это то, что нужно пропагандировать и нести в массы)
Наталия Никитик:
Если съемка гомосексуальной пары не вызовет в тебе внутренний протест, то, конечно, на съемку нужно соглашаться. Радоваться новому опыту. Если ты снимаешь не только в РБ, но и в Европе, выложить в портфолио можно, заранее спросив об этом у пары.
Даша Буслик:
Хороший фотограф – это, в первую очередь, профессионал, а для профессионала не имеет значения, какой ориентации пара, которая заказала съемку. По поводу размещения в портфолио скажу так, что, мне кажется, у нас (на постсоветском пространстве) публика еще не настолько толерантна, как на западе. Поэтому тут дело за фотографом, но нужно быть готовым не только к позитивным откликам на публикацию.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ вы обнаружили свое фото в портфолио другого фотографа?
Варианты поведения:
- Писать гневные комментарии с угрозами подать в суд за нарушение авторского права.
- Писать пост о том, что к вам пришла слава, раз ваши фото крадут и выдают за свои.
- Писать сообщение в личку с требованием удалить ваше фото либо проставить авторство.
Ольга Павловская:
Вежливо попросила бы удалить мои фото из портфолио либо указать авторство.
Сергей Аринохин:
Было такое. На свадебном портале девушка выставила мои фотографии. Позвонил ей, выяснил, что за дела, и в течение часа мои снимки были с сайта удалены. А так вплоть до судебной тяжбы.
Дарья Буслик:
Важно уметь отстоять свои авторские права. Благо, сейчас такие вопросы легко решаются в судебном порядке. Но, для начала, я бы потребовала убрать свои фотографии. Если человек никак не реагирует, то предпринимать дальнейшие меры.
Александр Кузьмин:
Пусть наслаждается своей никчемностью, а тебе это покажет, что ты все делаешь круто и правильно!!! Наталья Никитик: В обязательном порядке связаться с фотографом и потребовать убрать твои работы.
Андрей Барило:
Было дело. На одном из фотосайтов я увидел мое фото в портфолио другого фотографа. Написал админам – и все решили. А вообще, это признак того, что ваши фотографии интересные. Однако пока на нашем постсоветском пространстве авторское право отсутствует, трудно что-либо сделать с этим.
Виталий Шохан:
В первую очередь, просто поговорить и решить проблему, чтобы фотограф либо удалил неавторское фото, либо указал ссылку на реального автора. В моей практике встречались оба такие решения. И заодно можно заметить, что объект авторского права наконец-то охраняется законодательно. И в случае конфликта можно обратиться в суд с доказательствами своего авторства и запросто его выиграть. Прецеденты уже были, даже, как ни странно, в нашей стране.
Артур Шах-Гусейнов:
В такой ситуации необходимо написать «псевдоавтору» ваших работ. Не исключено, что он добавит ваш аккаунт в черный список, такое тоже бывает. Отсюда два пути: либо просто порадуйтесь, что ваши работы пользуются спросом, либо обращайтесь к юристу – и дело решится через суд. Такие случаи, увы, не редкость.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ты свадебный фотограф, а у невесты выскочил герпес на губе. Визажист бессилен. А ты понимаешь, что 500 фото с детальной ретушью это уже не заявленные 500 у. е. за свадьбу.
Ваши действия:
- Отдам только 15 крупных портретов с ретушью, на остальные просто накину пресет.
- Успокою невесту и добросовестно отретачу все 500 фото. Репутация дороже.
- Сделаю обычную свою ретушь. А если невеста хочет забыть про свой герпес, пусть доплачивает.
А вот и ответы от наших свадебщиков, и не только:
Сергей Аринохин:
Успокоил и сказал бы, что ничего страшного, это легко убирается в фотошопе. Если фоток много, можно попросить небольшую доплату. Молодые на это согласятся.
Наталия Никитик:
Посетовала бы на жизнь и настроилась на долгую обработку серии. Или выбирала бы только общие кадры. Шутка:)
Денис Бондарев:
Я обычно включаю легкую ретушь в стоимость своих услуг, а более глубокая ретушь, необходимая для решения описанных в вопросе проблем, – это дополнительная платная опция.
Дарья Буслик:
Я бы поговорила с парой до начала съемки. Постаралась бы прийти к какому-то компромиссу. Может их на самом деле устраивают кадры с этими нюансами).
Андрей Барило:
Даже когда я снимал свадьбы, я не отдавал 500 фото с детальной ретушью. Именно потому, понимая, что такое детальная ретушь, я отдаю небольшое количество фото.
Наталья Прядко:
Клонштамп в лайтруме тоже есть, это не долго, тем более, не все 500 фото стоит делать крупные портреты.
Виталий Шохан:
Ну, на самом деле, это не такие большие проблемы для профессионального ретушера. Это больше проблемы для видеографа :) Но тем не менее, если действительно возникла какая-то серьезная визуальная проблема, этот момент можно оговорить дополнительно, указав клиенту на значительное увеличение объема работ.
Артур Шах-Гусейнов:
Что ж поделать, такова наша работа, если в пакет услуг входит ретушь всех фотографий, то придется все и отретушировать. Это часть сервиса, каждый изъян на коже не посчитаешь и не классифицируешь.
Александр Кузьмин:
Я бы делал ретушь только крупных портретов, максимум по пояс. На остальных не видно. Герпес можно другим боком снимать или так, чтобы его видно не было, в репортажных моментах вообще пофиг на это. А вообще, в договоре есть пункт об особенностях внешности, работе визажиста и парикмахера, за которые фотограф не несет ответственности. Вот этот пункт из договора:
4.1. Ретушь и художественную обработку материалов Клиента Фотограф проделывает исходя только из своих художественных предпочтений и квалификации. В отличие от надлежащего потребительского качества, художественная ценность фотографий носит чисто субъективный характер и не может быть оспорена в случае возникновения разногласий между Клиентом и Фотографом. Фотограф не несет ответственности за работу парикмахера и визажиста, а также за отображение на фотографиях индивидуальных особенностей внешности Клиента и его гостей.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ камера сломалась прямо во время важного события, например, свадьбы или футбольного матча?
Варианты ответов:
- Снимать на телефон.
- Всегда иметь с собой вторую камеру.
- Всегда снимать с ассистентом.
А как бы поступили преподаватели фотошколы?
Александр Кузьмин:
Звонить друзьям или в сервис аренды и просить привезти их камеру, а пока снимать на телефон, или найти человека с какой-либо зеркалкой и попросить ее, за небольшую сумму денег вам ее дадут с радостью. Лучше хоть на что-то снять, чем не снять вовсе.
Андрей Барило:
На серьезные съемки лучше брать две камеры. Пусть вторая камера будет не такой классной, но она вас спасет.
Артур Шах-Гусейнов:
Позвонить в салон фотоаренды, обьяснить ситуацию. При наличии свободного оборудования к вам приедет курьер. А самое главное – это поклясться себе, что больше на съемку без страховочного оборудования не придете. Во время ожидания курьера снимайте на смартфон.
Сергей Аринохин:
Такого допускать нельзя. Либо дополнительная камера, если это свадьба или крещение. Либо ассистент с камерой. Но если поломка случилась, а запасного варианта нет, нужно срочно звонить в пункты проката и просить за двойную плату фотоаппарат с доставкой на место съемки.
Ольга Павловская:
На важные репортажные съемки всегда лучше брать с собой вторую камеру либо предусмотреть варианты решения возможных форсмажоров заранее. Если уж подобное произошло – обзванивать коллег, сервисы проката фототехники, искать замену в режиме реального времени. Сделать все, чтобы провести съемку и не подвести героев.
Дарья Буслик:
Не только в фотобизнесе, но и в любой сфере деятельности, важно умение быстро реагировать и находить выход из сложных ситуаций. А их масса. В любой работе. Если бы сломалась камера в разгар мероприятия, я бы срочно звонила коллеге (с коллегами надо дружить))) или договаривалась бы с прокатом. Недавно слышала историю о том, как фотограф новорожденных выехала в небольшой городок на съемку и поняла, что у нее какие-то проблемы с батареей. Проката фототехники там не было и батарею отдельно было не купить. В общем, пришлось ей покупать новую камеру, которую она потом сдала назад после съемки)). Я это к тому, что безвыходных ситуаций не бывает.
Виталий Шохан:
- На ответственные мероприятия грамотные фотографы берут всегда резервный фотик. Он может быть вполне простым, но его главная задача – не оставить фотографа в важный момент без ничего.
- Если с собой есть ассистент (а у грамотных фотографов он есть всегда, ибо кто будет таскать на мероприятии все объективы, стойки, свет и прочее?), просто взять фотик у ассистента и продолжить работать.
- Сменить фамилию и уехать за рубеж.
Все фото сняты на занятиях в фотошколе BLENDA.