ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ... Щекотливые ситуации в работе фотографа

Фотографы часто попадают в непростые ситуации на съемочной площадке и при общении с клиентами. Как поступить в том или ином случае, не учат ни на каких курсах фотографии. Поэтому мы разбираем такие ситуации в нашей рубрике «ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ». 

Вот тут первый выпуск рубрики:

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ... Ищем выход из сложных ситуаций, в которые попадают фотографы

Читайте второй выпуск рубрики и выходите из любой ситуации достойно!

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ уже неплохо снимаешь и есть достойные фото в портфолио, а все еще никак не можешь решиться фотографировать за деньги?

Давайте, вы сперва для себя определитесь, как бы поступили вы. А уже потом мы опубликуем ответы наших преподавателей – опытных коммерческих фотографов, которые уже прошли через огонь, воду и медные трубы на этом пути.

Варианты ответов:

  1. Я буду пополнять свое портфолио творческими съемками, пока первый клиент сам не закажет у меня съемку.
  2. Я соберусь с силами и опубликую пост «Принимаю заказы на съемку от 50 рублей».
  3. Я проанализирую коллег, сформирую средний по рынку ценник и наконец запущу рекламу в инстаграм».

 Ну а вот что посоветовали новичкам наши преподаватели:

Сергей Аринохин:

Справиться с синдромом бесплатного фотографа и поверить в себя. И как можно быстрее взять первую работу за деньги. Как только фотограф берет деньги за съемку, его уровень в несколько раз вырастает автоматически. Так как когда ты работаешь бесплатно, у тебя нет такой психологической ответственности за результат.

Наталья Никитик:

Когда-то же надо начинать! Если ты хочешь хобби превратить в работу, то начинать брать деньги за свои услуги надо как можно раньше. Начинай с невысокой стоимости, периодически повышая ее. Увидишь, насколько повысится твой уровень ответственности. И ты гораздо быстрее начнешь развиваться как профессионал.

Александр Кузьмин:

Снимать в удовольствие. Значит, нет проблем с деньгами, и есть работа которая может быть основной, а фото как хобби. Отличный вариант снимать себе в кайф, когда и что хочешь. Не зависеть от клиентов.

Андрей Барило:

Первый клиент сам вас найдет. И это будет началом. До тех пор просто оттачивайте мастерство.

Виталий Шохан:

Ну если так происходит, значит, деньги то особо и не нужны. Можно вполне продолжать и далее снимать в свое удовольствие :)

Артур Шах-Гусейнов:

Да, это нелегко, согласен. Когда портфолио стоящее, а уверенности в постоянстве хорошего результата все еще нет, начать брать деньги за свою работу – непростой шаг. Для начала убедитесь, что вы можете давать то, что предлагаете, донесите до вашей аудитории уникальную ценность вашего продукта, посчитайте, сколько времени вы тратите на съемку и обработку и, исходя из этого, формируйте цену. Дайте себе легкий старт, не начинайте сразу с высоких ценников, постепенно потом увеличите, главное – дать начало монетизации ваших услуг. Поверьте наконец в себя и перестаньте раздавать бесплатные съемки, в конце концов, это подрывает рынок и обесценивает продукт.

Дарья Буслик:

Чтобы начать фотографировать за деньги, нужно быть уверенным в своих работах. Опять же, можно попросить портфолио-ревю у более опытного и авторитетного для вас коллеги. Плюс, если вы фотографируете моделей, друзей или знакомых и получаете положительный отклик, то можно смело начинать брать деньги за свою работу.

Ольга Павловская:

Если есть цель стать коммерческим фотографом, то нужно начать снимать за деньги через «не могу». Все бывает сложным, пока не станет привычным. Любой труд должен оплачиваться, иначе он превращается в эксплуатацию. В том случае, если не хватает уверенности в качестве своих работ, то стоит заказать портфолио-ревю у фотографа, которому доверяешь.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ вообще нет заказов на месяц вперед? 

Варианты развития событий:

  1. Устроить себе отпуск и отдохнуть.
  2. Объявить о крутых скидках.
  3. Пойти прокачаться в продвижении.
  4. Провести розыгрыш съемки.
  5. Разобраться в причинах отсутствия заказов.

Посмотрим, что обычно делают в такой ситуации опытные коммерческие фотографы.

Ольга Павловская: 

Определить причину отсутствия заказов. 

Как правило они очевидны: 

  • Проседающий маркетинг; 
  • Непродающее портфолио; 
  • Низкое качество работ; 
  • Недостаток профессионализма; 
  • Личные особенности фотографа, из-за которых клиентам не хочется возвращаться.

Устранить причины и повысить свою востребованность))

Наталия Никитик: 

Проанализировать, почему нет съемок. Отсутствие стабильности – это сигнал к тому, что необходимо что-то изменять в своей работе, возможно, надо обратить внимание на свое портфолио. Этот месяц можно использовать для проведения портфолийных съемок. Можно провести несколько тематических съемок на специальных условиях.

Даша Буслик: 

Если нет заказов, то надо использовать это время с максимальной пользой. Вложиться в свое развитие, к примеру. Пройти обучение и т. п. Время обновить портфолио, сделать кучу творческих съемок.

Александр Кузьмин: 

Значит, есть возможность развеяться и отдохнуть, набраться впечатлений и вдохновений, путешествия – супер вариант!

Сергей Аринохин: 

Сделать пост о какой-нибудь бесплатной услуге в подарок, пробной съемке. Либо фотокнига в подарок на этот месяц.

Артур Шах-Гусейнов: 

Если нет заказов на месяц вперед, то нужно пересмотреть свой стратегический план, возможно, выкладывать больше постов и конкретней писать о своих услугах. Необходимо из года в год вести статистику и анализировать, в каком месяце больше заказов, а в каком нет. Понятно, что есть сезонная работа, но чтобы в сезон не остаться без заказов, надо много работать вне сезона, устраивать творческие проекты, работать над портфолио, посещать мастер-классы. Провести мониторинг по топовым фотографам своего города и сделать уникальное предложение, необходимо отличаться и искать себя постоянно.

Андрей Барило: 

Все зависит от ваших маркетинговых способностей. А в наше время это занимает первое место, к сожалению.

Виталий Шохан: 

  • Работать на другой работе. 
  • Найти одного, но очень дорогого клиента и отбить безденежный месяц. 
  • Найти спонсора, который будет поддерживать творческую безденежную душу.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ты не успеваешь сдать съемку в оговоренный срок? То есть прямо сейчас сесть и обработать фото нет возможности или желания.

Варианты развития событий:

  1. Отложить все дела, включая рождение первенца или свадьбу дочери, и сесть за обработку.
  2. Не отвечать клиенту, пока фото не готовы, а потом прислать ссылку на облако с извинениями.
  3. Ответить  клиенту, извиниться и объяснить причину задержки реальной причиной.
  4. Сказать клиенту, что как раз работаете над творческой обработкой серии и скоро все будет.

А как бы поступили наши преподаватели?

Сергей Аринохин:

Сказать заказчикам: «Простите за задержку, съемка почти готова. Осталось сделать только чуть-чуть. Понадобилось чуть больше времени, чтобы сделать фото лучше и качественнее».

Виталий Шохан:

Если съемка коммерческая, то всегда оговариваются конкретные сроки исполнения. И если фотограф не выполняет взятые на себя обязательства, то это говорит об уровне профессионализма такого фотографа. Поэтому если ценить свое имя и иметь хорошую репутацию, фотограф реально должен оценивать свои силы и возможности перед такими съемками и оговаривать реальные сроки.

Андрей Барило:

Мои сроки обработки – 3-4 недели. Я всегда стараюсь в них уложиться. Думаю, не сложно распределить правильно время. Это фотограф уж точно должен уметь. Но если не успел, тогда, опять же, бонусы от тебя все уладят.

Денис Бондарев:

Заранее предупредите клиента о том, что не укладываетесь в срок. Ни в коем случае не избегайте его, отвечайте на его звонки и сообщения. Предложите клиенту бонус за свою оплошность. Если такие ситуации будут повторяться, настоятельно рекомендую изменить подход к своей работе либо в целом сменить род вашей деятельности. В профессиональной фотографии постоянным смещениям сроков не место.

Александр Кузьмин:

Об этом надо было думать ранее, планировать свой график и расставлять приоритеты. Нет желания? Перенесите это на работу в офисе: Нет желания что-то делать – с вами никто не будет сусолиться. Заявление об увольнении на стол – и не делайте. Так и тут. Нет желания делать – продавайте фотик, нафиг вообще этим заниматься? А тайминг надо рассчитывать, хотя бы 2 часа в день отдавать обработке фотографий.


ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ твои фотографии впервые опубликовали в фотопаблике, а их жестко раскритиковали в коментах? 

Варианты ответов:

  1. Больше никогда не постить свои фотографии в пабликах.
  2. Продать камеру, удалив все свои фотографии.
  3. Принять к сведению адекватные замечания, отсеяв жесть и желчь.
  4. Ответить на все комментарии, отметив, почему снято именно так.

А как же ответили наши преподаватели?

Ольга Павловская: 

Если раскритиковали жестко и массово – подумать почему. Проанализировать, сделать выводы. Спросить объективного мнения у коллеги, которому доверяешь. Получить опыт и мотивацию. Идти дальше. 

Дарья Буслик: 

Смотря какой это был фотопаблик) В любом случае, я бы показала эти фотографии коллеге-фотографу, мнению которого я доверяю, с просьбой покритиковать свои работы. Тогда бы делала выводы.

Артур Шах-Гусейнов: 

Однозначно не стоит паниковать, вступать в дискуссии и расстраиваться. Чтобы вы ни сняли, всегда найдутся люди, которым это понравится, и которым – нет. Доверяйте мнению только значимых для вас фотографов. Хорошая конструктивная критика всегда на пользу идет!

Александр Кузьмин: 

Критика создана для того, чтобы стать лучше и сделать работу над ошибками. Надо все принять и переработать, а следующая публикация будет уже лучше. Негативная критика – лучший инструмент роста.

Андрей Барило: 

Критики делятся на два типа. Первый – это злые и завистливые люди, и они обязательно напишут что-то неприятное. К черту их. Второй тип – это профессиональные фотографы, которые напишут четко и по делу. Есть, конечно, и те, кто не разбирается в фотографии. Они тоже будут критиковать. Но тут категории будут делиться схоже, на злюк и хороших. В любом случае, к чему-то стоит прислушаться и сделать выводы.

Виталий Шохан: 

На вкус и цвет все фломастеры разные. Размещая фото на каких-либо публичных ресурсах, автор должен осознавать, что на этих ресурсах обитают не только восторженные почитатели, но и разные озабоченные личности либо люди с совершенно противоположными взглядами.

Сергей Аринохин: 

Если комментируют, то уже хорошо. Но комментарии могут быть разными. Отрицательные комментарии, если они обоснованные и адекватные, нужно проанализировать, сделать выводы и идти дальше. Плохо, когда не коментят.

Наталия Никитик: 

Во-первых, надо быть готовым к критике и адекватно на нее реагировать. Во-вторых, если критика конструктивная (критикует профессиональный фотограф и он конкретно говорит, что не так на фото, советует, как кадр сделать лучше), за такую критику надо сказать спасибо и в будущем обращать внимание на эти моменты. Но всегда следует помнить, что фотография – искусство субъективное.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ у тебя заказала съемку лавстори красивая гомосексуальная пара? Как реагировать и размещать ли в портфолио? 

Какой ответ вам ближе?

  1. Отсниму без проблем, но в портфолио размещать не буду. Реакция подписчиков непредсказуема.
  2. С удовольствием поснимаю и сразу же закину в портфолио. Горячая тема мне только на руку.
  3. Снимать не стану. Мне противно, когда девушки или парни целуются.
  4. А чем эта пара отличается от других? Постараюсь сделать хорошие кадры и обязательно опубликую.

А вот как бы поступили наши преподаватели:

Александр Кузьмин: 

Классссс, моя мечта! Это хайп чистой воды, это надо публиковать сразу же. Обсуждений будет множество. Реклама бесплатная за то, за что вам уже и так заплатили.

Сергей Аринохин: 

Сугубо личное дело каждого фотографа. В своем портфолио я бы эту серию не размещал, но отработал бы профессионально, как с другими парами.

Артур Шах-Гусейнов: 

Если это не противоречит вашим взглядам, то, конечно, надо брать. Такие заказы пока редкость, а это значит, что кадры с подобных съемок привлекут много внимания.

Виталий Шохан: 

Каждый фотограф для себя сам решает, что он снимает, а что – нет. Если по каким-либо причинам клиент не устраивает, то фотограф просто отказывается от такой съемки. Лично я не буду снимать то, что мне не подходит по мировоззрению, условиям и т. д.

Андрей Барило: 

Внешне – это такие же люди. Так какая разница? Другое дело, если вас волнует, что о вас скажут. Даже если так, сплетни – отличная реклама.

Ольга Павловская: 

Я бы корректно отказала в съемке. Просто потому, что комфорт на съемочной площадке превыше всего. А с такими героями я бы вряд ли чувствовала себя комфортно. Размещать в своем портфолио тем более бы не стала. В целом отношусь лояльно ко всякого рода меньшинствам, но не считаю, что гомосексуализм – это то, что нужно пропагандировать и нести в массы)

Наталия Никитик: 

Если съемка гомосексуальной пары не вызовет в тебе внутренний протест, то, конечно, на съемку нужно соглашаться. Радоваться новому опыту. Если ты снимаешь не только в РБ, но и в Европе, выложить в портфолио можно, заранее спросив об этом у пары.

Даша Буслик: 

Хороший фотограф – это, в первую очередь, профессионал, а для профессионала не имеет значения, какой ориентации пара, которая заказала съемку. По поводу размещения в портфолио скажу так, что, мне кажется, у нас (на постсоветском пространстве) публика еще не настолько толерантна, как на западе. Поэтому тут дело за фотографом, но нужно быть готовым не только к позитивным откликам на публикацию.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ вы обнаружили свое фото в портфолио другого фотографа?

Варианты поведения:

  1. Писать гневные комментарии с угрозами подать в суд за нарушение авторского права.
  2. Писать пост о том, что к вам пришла слава, раз ваши фото крадут и выдают за свои.
  3. Писать сообщение в личку с требованием удалить ваше фото либо проставить авторство.

Ольга Павловская: 

Вежливо попросила бы удалить мои фото из портфолио либо указать авторство. 

Сергей Аринохин: 

Было такое. На свадебном портале девушка выставила мои фотографии. Позвонил ей, выяснил, что за дела, и в течение часа мои снимки были с сайта удалены. А так вплоть до судебной тяжбы.

Дарья Буслик: 

Важно уметь отстоять свои авторские права. Благо, сейчас такие вопросы легко решаются в судебном порядке. Но, для начала, я бы потребовала убрать свои фотографии. Если человек никак не реагирует, то предпринимать дальнейшие меры.

Александр Кузьмин: 

Пусть наслаждается своей никчемностью, а тебе это покажет, что ты все делаешь круто и правильно!!! Наталья Никитик: В обязательном порядке связаться с фотографом и потребовать убрать твои работы.

Андрей Барило: 

Было дело. На одном из фотосайтов я увидел мое фото в портфолио другого фотографа. Написал админам – и все решили. А вообще, это признак того, что ваши фотографии интересные. Однако пока на нашем постсоветском пространстве авторское право отсутствует, трудно что-либо сделать с этим.

Виталий Шохан: 

В первую очередь, просто поговорить и решить проблему, чтобы фотограф либо удалил неавторское фото, либо указал ссылку на реального автора. В моей практике встречались оба такие решения. И заодно можно заметить, что объект авторского права наконец-то охраняется законодательно. И в случае конфликта можно обратиться в суд с доказательствами своего авторства и запросто его выиграть. Прецеденты уже были, даже, как ни странно, в нашей стране.

Артур Шах-Гусейнов: 

В такой ситуации необходимо написать «псевдоавтору» ваших работ. Не исключено, что он добавит ваш аккаунт в черный список, такое тоже бывает. Отсюда два пути: либо просто порадуйтесь, что ваши работы пользуются спросом, либо обращайтесь к юристу – и дело решится через суд. Такие случаи, увы, не редкость.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ты свадебный фотограф, а у невесты выскочил герпес на губе. Визажист бессилен. А ты понимаешь, что 500 фото с детальной ретушью это уже не заявленные 500 у. е. за свадьбу.

Ваши действия:

  1. Отдам только 15 крупных портретов с ретушью, на остальные просто накину пресет.
  2. Успокою невесту и добросовестно отретачу все 500 фото. Репутация дороже.
  3. Сделаю обычную свою ретушь. А если невеста хочет забыть про свой герпес, пусть доплачивает.

А вот и ответы от наших свадебщиков, и не только:

Сергей Аринохин: 

Успокоил и сказал бы, что ничего страшного, это легко убирается в фотошопе. Если фоток много, можно попросить небольшую доплату. Молодые на это согласятся.

Наталия Никитик: 

Посетовала бы на жизнь и настроилась на долгую обработку серии. Или выбирала бы только общие кадры. Шутка:)

Денис Бондарев: 

Я обычно включаю легкую ретушь в стоимость своих услуг, а более глубокая ретушь, необходимая для решения описанных в вопросе проблем, – это дополнительная платная опция. 

Дарья Буслик: 

Я бы поговорила с парой до начала съемки. Постаралась бы прийти к какому-то компромиссу. Может их на самом деле устраивают кадры с этими нюансами).

Андрей Барило: 

Даже когда я снимал свадьбы, я не отдавал 500 фото с детальной ретушью. Именно потому, понимая, что такое детальная ретушь, я отдаю небольшое количество фото.

Наталья Прядко: 

Клонштамп в лайтруме тоже есть, это не долго, тем более, не все 500 фото стоит делать крупные портреты.

Виталий Шохан: 

Ну, на самом деле, это не такие большие проблемы для профессионального ретушера. Это больше проблемы для видеографа :) Но тем не менее, если действительно возникла какая-то серьезная визуальная проблема, этот момент можно оговорить дополнительно, указав клиенту на значительное увеличение объема работ.

Артур Шах-Гусейнов: 

Что ж поделать, такова наша работа, если в пакет услуг входит ретушь всех фотографий, то придется все и отретушировать. Это часть сервиса, каждый изъян на коже не посчитаешь и не классифицируешь. 

Александр Кузьмин: 

Я бы делал ретушь только крупных портретов, максимум по пояс. На остальных не видно. Герпес можно другим боком снимать или так, чтобы его видно не было, в репортажных моментах вообще пофиг на это. А вообще, в договоре есть пункт об особенностях внешности, работе визажиста и парикмахера, за которые фотограф не несет ответственности. Вот этот пункт из договора:

4.1. Ретушь и художественную обработку материалов Клиента Фотограф проделывает исходя только из своих художественных предпочтений и квалификации. В отличие от надлежащего потребительского качества, художественная ценность фотографий носит чисто субъективный характер и не может быть оспорена в случае возникновения разногласий между Клиентом и Фотографом. Фотограф не несет ответственности за работу парикмахера и визажиста, а также за отображение на фотографиях индивидуальных особенностей внешности Клиента и его гостей.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ камера сломалась прямо во время важного события, например, свадьбы или футбольного матча?

Варианты ответов:

  1. Снимать на телефон.
  2. Всегда иметь с собой вторую камеру.
  3. Всегда снимать с ассистентом.

А как бы поступили преподаватели фотошколы?

Александр Кузьмин: 

Звонить друзьям или в сервис аренды и просить привезти их камеру, а пока снимать на телефон, или найти человека с какой-либо зеркалкой и попросить ее, за небольшую сумму денег вам ее дадут с радостью. Лучше хоть на что-то снять, чем не снять вовсе.

Андрей Барило: 

На серьезные съемки лучше брать две камеры. Пусть вторая камера будет не такой классной, но она вас спасет.

Артур Шах-Гусейнов: 

Позвонить в салон фотоаренды, обьяснить ситуацию. При наличии свободного оборудования к вам приедет курьер. А самое главное – это поклясться себе, что больше на съемку без страховочного оборудования не придете. Во время ожидания курьера снимайте на смартфон.

Сергей Аринохин: 

Такого допускать нельзя. Либо дополнительная камера, если это свадьба или крещение. Либо ассистент с камерой. Но если поломка случилась, а запасного варианта нет, нужно срочно звонить в пункты проката и просить за двойную плату фотоаппарат с доставкой на место съемки.

Ольга Павловская: 

На важные репортажные съемки всегда лучше брать с собой вторую камеру либо предусмотреть варианты решения возможных форсмажоров заранее. Если уж подобное произошло – обзванивать коллег, сервисы проката фототехники, искать замену в режиме реального времени. Сделать все, чтобы провести съемку и не подвести героев.

Дарья Буслик: 

Не только в фотобизнесе, но и в любой сфере деятельности, важно умение быстро реагировать и находить выход из сложных ситуаций. А их масса. В любой работе. Если бы сломалась камера в разгар мероприятия, я бы срочно звонила коллеге (с коллегами надо дружить))) или договаривалась бы с прокатом. Недавно слышала историю о том, как фотограф новорожденных выехала в небольшой городок на съемку и поняла, что у нее какие-то проблемы с батареей. Проката фототехники там не было и батарею отдельно было не купить. В общем, пришлось ей покупать новую камеру, которую она потом сдала назад после съемки)). Я это к тому, что безвыходных ситуаций не бывает.

Виталий Шохан: 

  • На ответственные мероприятия грамотные фотографы берут всегда резервный фотик. Он может быть вполне простым, но его главная задача – не оставить фотографа в важный момент без ничего. 
  • Если с собой есть ассистент (а у грамотных фотографов он есть всегда, ибо кто будет таскать на мероприятии все объективы, стойки, свет и прочее?), просто взять фотик у ассистента и продолжить работать. 
  • Сменить фамилию и уехать за рубеж.

Все фото сняты на занятиях в фотошколе BLENDA.

Поделиться в социальных сетях 2468