Журнал о творческих людях ALOVAK опубликовал историю о том, как выпускница юрфака Ирина Козел купила фотошколу и развила ее в успешный творческий бизнес. С чего все начиналось, какие испытания и мысли довелось пережить за время последних кризисов и в чем секрет долголетия фотошколы BLENDA – читайте в интервью с владелицей фотошколы BLENDA, организоторкой фототуров и основательницей фотостудии BLENDA Ириной Козел.                       

“Я купила возможность работать в этой сфере”

Я училась на юрфаке и мечтала стать крутым адвокатом, но в то же время я увлекалась творчеством: занималась бальными танцами и организацией свадеб. І тут мне предложили поработать в фотошколе Павла Бабарыкина: я должна была общаться с клиентами, продавать фотокурсы, вести дела – в общем, все то, чего я никогда не делала. Проработала я менеджером по продажам где-то полтора года и очень прониклась этой сферой: во-первых, фотография – это дело творческое, а во-вторых, общение с людьми – это постоянное развитие.

Какое-то время дела шли хорошо, Паша меня многому научил: и продажам, и управлению, и рекламе. Мне уже тогда казалось, что я точно знаю, как вести такие дела, но я никогда бы не открыла свой бизнес в этой сфере, чтобы не перейти дорогу своему коллеге и другу. В какой-то момент Паша пришел и сказал, что решил продать фотошколу, уехать в Вильнюс и открыть там новое дело. Сумма, которую он озвучил, была для меня нереальной, но я даже не брала паузу на подумать – сразу же согласилась. Меня поддержали родители, друзья. Я купила фотошколу, в которой работала, и уже через месяц от той фотошколы не осталось ничего: появилось новое название BLENDA, мы провели ребрендинг, создали новый сайт, набрали людей и полностью поменяли подход к работе. Спустя несколько лет я поняла, что я купила не фотошколу, а возможность работать в этой сфере. 

Расскажи, как ты, юрист по образованию, рискнула возглавить фотошколу?

Вообще, риск – это про меня. Я сначала делаю, а потом думаю. Мой риск для меня обоснован, я сама себе доверяю. Возможно, я пока не знаю, почему я приняла такое решение, но я точно знаю, что я не пожалею. Покупка фотошколы также была интуитивным решением. Я не выписывала на листик плюсы и минусы, что я потеряю и что я поимею. Я просто понимала, что творческий бизнес – это очень круто, что это мечта любого предпринимателя. Мне всегда хотелось работать там, где мне будет интересно.  

 Фото с выпускного занятия в фотошколе BLENDA

Фотошкола – это и творчество, и интеллектуальная работа, и физическая активность – в ней соединилось все то, что раньше я искала в разных сферах, а теперь я могу заниматься одним делом и полностью удовлетворять все свои потребности.

Где ты училась управлению творческим бизнесом? 

Нигде. Я просто почитала пару книг для начинающего предпринимателя, убедилась, что я уже это знаю, потому что я на практике училась работать с людьми, с возражениями, с негативом. Сколько бы ты ни прочел книг, ни знал крутых кейсов, если ты выпускаешь некачественный продукт, рано или поздно продажи пойдут на спад.

“Фотосъемки для меня это вдохновение и общение с людьми”

Ты не фотограф. В твоем случае это скорее плюс или минус?

В моем случае это точно плюс, потому что я могу абстрагироваться от многих фотографических моментов и принципов. Фотографы – это очень творческие люди, и с ними работать не так уж просто, с ними не будешь использовать какие-то бизнес-понятия, обсуждать аналитические вопросы. Я понимаю, что если бы я была фотографом, я бы не смогла заниматься и управлением, и творчеством. Меня бы просто рвало на кусочки от творческих кризисов.

Ты лично организуешь и присутствуешь на многих творческих съемках. Зачем тебе это?

Наверное, со стороны можно подумать, что я контролирую процесс: как работает преподаватель, довольны ли студенты. Но в первую очередь для меня это вдохновение. Когда я сама касаюсь того продукта, который мы создаем, я понимаю, что мы занимаемся крутым делом. Я вдохновляюсь на еще более крутые съемки, проекты, ивенты. Кроме того, общение с людьми, которые приходят к нам на воркшопы и мастер-классы, людьми разных возрастов, профессий, интересов и целей – это так ценно и интересно для меня! Я сама по себе экстраверт, и для меня это неиссякаемый источник энергии от совершенно разных людей, благодаря которому я живу, работаю и развиваюсь.

Кто эти люди, которые учатся фотографировать? 

Когда я заполняю любой маркетинговый бриф, в нем непременно нужно описать общий портрет нашего клиента. Но у нас его нет. К нам приходят очень разные люди. За 8 лет работы кто у нас только не учился! Есть люди, которые идут к своей мечте годы, собирают деньги на фотоаппарат и покупают курсы в рассрочку. В то же время есть люди, которые занимают высокие должности и могут позволить себе любой фотоаппарат и абонемент на семь курсов фотошколы. Самое главное, когда начинается занятие, стираются все грани – это, конечно, во многом заслуга преподавателей, потому что они сглаживают все возможные углы.

И по возрасту у нас нет ограничений: приходят и дети 10-11 лет, и очень взрослые люди, максимум 82-86 лет. Нет интеллектуальной пропасти между этими людьми, потому фотография – это сфера творческая. Много и технических моментов, но преподаватели стараются все объяснять простыми словами. 

Люди приходят с четкой целью, поэтому не важно, сколько тебе лет, сколько у тебя денег, если ты хочешь фотографировать, то у тебя все получится.

Можешь назвать выпускников фотошколы, чьи работы тебя вдохновляют?Вот я только что вернулась с очень крутой съемки – нас снимал наш администратор и выпускник коммерческого курса фотошколы Лёша Риндевич. Он стал прекрасным фотографом благодаря фотошколе – и при любом случае он сам об этом говорит. Это очень приятно, что я как клиент прихожу на съемку к нашему выпускнику и кайфую от процесса и от результата. Очень круто быть частью всего этого! 

 Фото Алексея Риндевича

Какие направления фотографии наиболее востребованы среди учеников BLENDA?

Для тех, кто только начинает осваивать фотографию, у нас есть курс по основам фотографии в Минске, Гродно и Бресте, а также онлайн для всего мира. Если дальше вы хотите развиваться в своем мастерстве, у нас есть курсы про-фотографии, портретной фотографии, студийного света, различные творческие воркшопы по лавстори, свадебной, семейной съемке. Есть курсы фуд- и фэшн-фотографии, которые мы проводим раз в полгода, на них сложно попасть, нужно записываться заранее. Они интересны тем, кто ищет себя, пробует снимать в разных направлениях и решает, что больше нравится: фотографировать свадьбы или еду, маленьких детей или дизайнерские лукбуки. А также у нас есть курсы коммерческой фотографии, где мы прокачиваем фотографов, которые хотят зарабатывать на фотографии. 

“Не представляю, что бы я делала без фотошколы!”

Какой период для фотошколы был самым успешным, а какой – наиболее кризисным?

Cамым успешным был 2018, 2019 год. Пообщавшись со многими предпринимателями, я поняла, что для многих мелких бизнесов в Беларуси это было хорошее время. Оно было достаточно стабильным, спокойным, поэтому у людей были финансовые возможности и желание заниматься творчеством. А самое кризисное время – это начало пандемии. И это более сложный для нас период, чем даже ситуация в Украине, но не потому, что пандемия в целом сложнее, а просто мы научились справляться с кризисными ситуациями. Мы с трезвым рассудком отнеслись к новому кризису, спокойно работаем, делаем, что можем, не опускаем руки. А когда началась пандемия, казалось, что это крах всему. Не знаю, сколько раз у меня тогда в мозгу крутилась мысль о продаже фотошколы. После этого у меня ни разу не было таких мыслей. Я вообще теперь себя ругаю за эту слабость. Не представляю, что бы я делала без фотошколы!

А как ты справлялась с мыслями о закрытии или продаже бизнеса?

Если бы я эти мысли озвучивала или записывала, это было бы похоже на записки сумасшедшего. Сложно пересказать этот диалог, который я вела внутри себя, но в первую очередь я задавала себе вопрос: что будет, когда не будет фотошколы? Что дальше? Я себя вообще не видела ни в чем другом. И тогда все становилось понятно. И мои близкие люди тоже считают, что я на своем месте, что это мое призвание, поэтому они меня очень поддерживали, говорили, что нужно просто потерпеть, пережить сложности. Это был для меня первый кризис – и я как человек без опыта антикризисного менеджмента в тот период немножко трусила. А сейчас я не знаю, что должно случиться, чтобы я снова об этом подумала.

“Фотостудия – это спасение для фотошколы”

Открытие собственной студии весной 2020 года, а потом еще и покупка студии в Бресте – это оправданный риск в условиях кризиса?

Впервые мысль про собственную студию посетила меня где-то четыре года назад, но это было на уровне: круто было бы, если бы у меня была своя фотостудия! Когда росла и масштабировалась фотошкола, когда я видела, что у нас занимается параллельно пять групп, я уже понимала, что им нужно какое-то пространство, которое бы соответствовало уровню фотошколы. Тогда я почувствовала, что пора ездить смотреть варианты и создавать свою фотостудию. После недолгих поисков договор аренды с "Горизонтом" я подписала еще до того, как мир узнал о Covid-19. 

 Таким было помещение будущей фотостудии BLENDA. 

Таким стал зал Time сразу после открытия фотостудии BLENDA.

Я ни разу не задумывалась, что бы сейчас было с фотошколой, если бы тогда мы не решили открыть свою фотостудию. Мы бы не закрылись, но, наверное, стали бы маленькой фотошколой, вернулись бы к истокам. Фотостудия нас подстегнула к развитию. С фотошколой можно было бы в кризис сократить штат, уменьшить количество наборов и направлений – и потихонечку справились бы. Но когда ты берешь в аренду минимум на год помещение площадью 400 квадратных метров, возводишь стены и закупаешь материалы, то назад дороги нет. Благодаря тому, что мы построили фотостудию, школа как минимум осталась на том уровне, на котором была до кризиса. Мы просто не имели права сидеть сложа руки – нужно было покрывать расходы на отделку и декор. Фотостудия в тот момент была главным стимулом и мотиватором идти вперед. Фотошколе пришлось работать за двоих, придумывать новые направления и мероприятия, чтобы поддержать студию. А на сегодняшний день фотостудия – это спасение для фотошколы.И вот сейчас мы открыли новый зал People. Я, конечно, понимала, что нам нужен еще один съемочный зал с экспериментальным, минималистичным интерьером, но должно было что-то серьезное произойти, чтобы у меня снова появилась мотивация работать. Мы взяли еще одно помещение – и снова появился стимул работать вдвое больше, чтобы обустроить его для съемок. И дальше будем докидывать себе расходы сверху, чтобы всегда находиться в тонусе.

Две фотостудии в разных городах – это очень накладно? Или наоборот?

Кроме фотошколы в Минске, у нас есть филиалы фотошколы в Гродно и Бресте. И в Бресте проще организовывать обучение, потому что у нас нам есть своя фотостудия. А Брест – это город фотографов, там много творческих людей, эта индустрия там очень развита. Кстати, иногда мы используем хорошо отработавшие минские локации в Бресте и наоборот. Почему бы не использовать успешный кейс? Это тоже очень удобно. Например, в Минск мы сейчас планируем привезти антикварную мебель, а в Бресте осуществим идеи, которые хорошо себя зарекомендовали в новом зале People. Как правило, брестские фотографы благодарны, что мы реализуем в Бресте идеи, популярные в Минске, Киеве или Питере. 

“Я не художник, но я все рисую на листочке”

Ты руководитель бизнеса без бизнес-образования. Ты обставляешь интерьерную студию даже без курсов по дизайну интерьера. Как это возможно?

Наоборот, если бы у меня было образование дизайнера интерьера, оно бы мне мешало, потому что я заостряла бы свое внимание на том, что для фотостудии не важно. Например, ровные стены, правильные углы, продуманное размещение розеток под каждый светильник, большое количество мест хранения или две тумбочки у кровати – все это тут не имеет значения. Здесь важно, чтобы интерьер нравился гостям, а фотографам было комфортно работать с их фокусными расстояниями объективов,  с расстановкой мебели, со сторонами света в помещении. Интерьер фотостудии должен быть максимально мобильным и трансформируемым, поэтому здесь мы ставим мебель на колесики, подбираем разные объекты и аксессуары, чтобы быстро можно было изменить настроение в той или иной локации.  

 За два года залы обеих студий пережили полную смену декора уже шесть раз. Это более двадцати дизайн-проектов. Откуда ты берешь идеи и вдохновение?

Это опыт и насмотренность. Я вдохновляюсь красивыми картинками в пинтересте, меня впечатляют киевские, московские, питерские студии. В этом плане также очень ценно тесное общение с клиентами, которые дают свои советики, из которых рождается интересная идея. Я не художник, но я все рисую на листочке: беру ручку и визуализирую для себя расстановку. Потом я подбираю конкретные предметы интерьера: ищу их на “Куфаре”, заказываю в магазинах или мы делаем их своими руками. Затем я в фотошопе все это составляю в коллаж – и из этого рождается готовый проект дизайна и декора интерьера наших залов. 

“В кризисных ситуациях тоже есть свои плюсы”

Во время пандемии и массовой эмиграции многие бизнесы ушли в онлайн. Как этот тренд отразился на фотошколе?

Я спрашивала у себя много раз: почему только сложности заставляют думать масштабнее и принимать серьезные решения? Когда люди массово ушли на добровольную самоизоляцию, мы очень быстро, буквально за неделю записали первый онлайн-курс, а за первый месяц пандемии было готово уже три онлайн-курса, которые мы до сих пор успешно продаем. Это дополнительное направление, которое никогда не станет основным, так как мне важно живое общение, творческая тусовка и атмосфера, которая царит в фотошколе. Но для тех, кто не может физически быть с нами, но хочет учиться именно в BLENDA, онлайн-формат обучения – это настоящая находка. 

Ты еще организуешь фототуры по разным странам. Как обстоят дела с этим направлением теперь?

Недавно мы вернулись с Байкала: сейчас там уже 31° тепла, а еще три месяца назад было -34°. До этого мы были в Каппадокии, Стамбуле, других городах Турции. Еще раньше у нас был евротур по Чехии, Германии, Франции и Нидерландам. Мы уже вышли на такой уровень программ и направлений, что делать что-то простенькое мне и самой уже не очень интересно. 

Хочется открывать те города и страны, которые сложны или непривычны для обычного туриста, но интересны для фотографов и заядлых путешественников. Последнее время у нас в фототуры ездят люди, побывавшие в разных странах, их сложно чем-то удивить, но у нас пока получается. Рассматриваем сейчас направления, доступныя беларусам. Давно хочу в Иорданию, правда, летом там очень жарко, больше сорока градусов, но для фототуров там есть очень интересные места и возможности. Мы обязательно должны съездить в Дагестан – думаю, даже самые искушенные путешественники будут в полном восторге. 

Когда-то я запустила фототуры, чтобы совместить приятное с полезным: если бы не фотошкола, я бы не побывала в таком количестве стран – это все благодаря фототурам! 

“Когда у тебя в коллективе не просто наемные работники, а твои близкие люди – это путь к успеху”

Как ты подбираешь фотографов для преподавания в фотошколе? Например, что для тебя важнее: творческий потенциал фотографа, его человеческие качества или преподавательские способности?

Так получилось, что практически все люди в нашей команде – это либо мои знакомые, либо люди, которых мне порекомендовали друзья. Если мне кого-то рекомендует человек, которому я доверяю, то априори у кандидата больше шансов стать членом нашей команды. У меня нет жестких критериев, я просто во время разговора понимаю, сработаемся мы или нет. За 8 лет в фотошколе я успела пообщаться со многими талантливыми фотографами, но я понимала, что далеко не каждый из них мог бы стать хорошим преподавателем. Раньше я без проблем брала в команду фотографов, которые не имели опыта преподавания. Каждый с чего-то начинал, всему можно обучиться, было бы желание. А если не дано, как правило, сами фотографы понимают это уже на нашей первой встрече, когда я рассказываю о принципах нашей работы. 

Для многих работа фотошколы – это, в первую очередь, работа преподавателей. Но команда фотошколы только наполовину состоит из фотографов. Что же делают люди, которых обычно не видно?

Если почитать отзывы о курсах, в каждом третьем можно встретить благодарность не только преподавателю, но и своему личному менеджеру. Мы построили работу так, что начиная от первого звонка и до поздравления с окончанием фотошколы каждого ученика ведет его личный менеджер – и наши выпускники их очень ценят и уважают, не обесценивают их работу, не называют безликим словом "персонал". Они сами посещают наши курсы и видят, что мы не штампуем фотографов по своему образу и подобию, давая всем в руки готовый пресет для фото, а показываем разные инструменты и возможности, которые каждый фотограф применяет по-своему. Как и в любой работе, иногда косяки случаются, но мы над ними работаем, принимаем обратную связь и исправляемся.

Помимо менеджеров, у нас есть маркетологи. Некоторые считают, что успех бизнеса – это хорошая реклама. И да, и нет. Кризисные времена показали, что не реклама помогает бизнесу. Например, мы уже месяца полтора не крутим таргетированную рекламу. Это для нас впервые. Даже вначале пандемии мы откручивали какие-то рекламные бюджеты. Сейчас же мы решили посмотреть, что будет без рекламы. На данный момент разницы нет вообще: работает сарафан, работает сайт по поисковой выдаче, идут входящие звонки. Всегда нужно отслеживать настроение аудитории и общества в целом, иногда просто нужно поставить рекламу на паузу, и наши маркетологи это понимают. Но в то же время они чувствуют, когда лучше объявить о новом мероприятии или запустить свежую акцию – и я за это им благодарна.Сейчас я неразрывно связываю команду фотошколы и фотостудии. Администраторы фотостудии встречают гостей и помогают нашим фотографам и моделям, следят за чистотой и порядком. И я спокойна: даже если меня нет на месте, репутация BLENDA в надежных руках.

А что ты думаешь о семейном бизнесе и личных отношениях на работе? Они скорее помогают или мешают общему делу?

Этот вопрос мне часто задавали раньше мои друзья, коллеги-предприниматели, выпускники фотошколы, с которыми мы успевали подружиться в фототурах или на других мероприятиях, потому что видели, что у нас в команде очень дружеская атмосфера и мягкая субординация. Кстати, я сейчас начала изучать очень хорошую книгу, которая рассказывает о пути успешных японских компаний. И там речь идет о том, что сотрудники должны быть не просто сотрудниками, а друзьями, и только в этом случае они до последнего будут бороться за компанию, за общее дело, потому что каждый в команде чувствует, что у него есть не просто зарплата, а место в жизни. 

 Ирина с SMM-специалисткой Алиной на выставке "Фотокрафт".

Практически вся команда фотошколы BLENDA – это мои лучшие друзья, и я точно знаю, что, если бы это было не так, фотошкола не была бы на том уровне, на котором есть сейчас, мы бы не смогли пережить кризисы так, как переживаем их сейчас. 

БЛИЦ:

Самая необычная съемка в фотошколе BLENDA:

Съемки настолько разные, что невозможно выделить самую необычную. Для кого-то съемка с цыплятками или лошадками будет очень необычной, потому что человек никогда не был в деревне и не трогал таких животных. Для кого-то съемка с мукой – это очень необычно. Может, даже ни одна фотостудия в Беларуси не разрешает проводить такие съемки, потому что уборка занимает несколько часов сразу после съемки и еще на следующий день столько же, так как мука оседает. Недавно была съемка, когда мы из циклорамы сделали бассейн! Я могу точно сказать, что у нас в фотошколе есть широкий спектр необычных съемок, чтобы вдохновить практически любого фотографа.

Самый невероятный момент в фототуре:

Наверное, для меня это был момент, когда я впервые вышла на лед на Байкале. Он затмил для меня даже полет на воздушном шаре в Каппадокии, хотя это тоже было очень круто. Это такая внутренняя мощь и энергетика, что там хочется молчать, всматриваться в бездну и слушать, как трескается лед. Не зря говорят, что Байкал – это место силы. Он в топе даже у тех людей, которые побывали в сотнях путешествий по разным уголкам земного шара. 

 Фото Евгения Меркулова из фототура по Байкалу

Самый яркий эпизод на фотослете:

Самые запоминающиеся вещи случаются тогда, когда заканчиваются все съемки – и мы наконец отдыхаем своей дружной командой вместе с выпускниками, которые нам уже как родные. На самом деле, сейчас мы готовим марафон воркшопов в честь 8-летия фотошколы, который пройдет в нашей минской студии 4 июня, и когда я думаю о фотослете, который запланирован на 30 июля, меня немного бросает в дрожь. Но после марафона я немножко отдохну и со всей головой нырну в подготовку фотослета – в этом году он пройдет в очень красивом месте под Солигорском.

Самая заветная мечта Ирины Козел:

Чтобы все было хорошо. В моем понимании хорошо, это чтобы мы жили в мире, работали, наслаждались жизнью. Чтобы люди наконец-то обрели мир и уверенность в завтрашнем дне, начали побольше улыбаться и творить.

Текст: Полина Масленкова

Фото: фотошкола BLENDA    

Источник: журнал ALOVAK

Поделиться в социальных сетях 162