Фотограф беременных и новорожденных Олеся Ковальчук: диалог

«Самое простое – в нужный момент нажать кнопку»: искренний и интересный разговор с мастером по детской и семейной съемке Олесей Ковальчук.

Олеся, когда именно Вы начали увлекаться фотографией? Почему именно детская и семейная фотография?

У меня достаточно банальная история: я пришла в фотографию с рождением своих детей. Я по образованию юрист, закончила Академию МВД. И когда в первый раз вышла в декрет, сразу решила, что нужно что-то сделать, чтобы больше не работать юристом. Что-то – это была моя вторая беременность. На тот момент было модно купить зеркальную камеру. Эта покупка случилась и со мной. Но когда я стала снимать своих детей, поняла, что у меня получается далеко не то, что хотелось бы. Это было весной: одуванчики были в резкости, а дети – размытые. Поэтому я пошла учиться на свои первые курсы. Честно говоря, я изначально не предполагала, что буду фотографом. Но меня это занятие увлекло,  и вот – вылилось в то, что вы видите сейчас. 
Почему детская и семейная фотография? Потому что мне это ближе. Мне не нравится снимать взрослых людей, мне не нравится снимать свадьбы. А с детьми я нахожу общий язык. Кроме того, с новорожденными детьми, например, я полностью управляю ситуацией. Я могу договориться с новорожденным ребенком. Также и с семейной съемкой: это у меня получается лучше, чем фотография просто взрослых. 

Судя по тому, что вы фотографируете такое количество малышей, родители вам доверяют... Как думаете, почему?

Наверное, потому что они видят мои фотографии и понимают, что я профессионал в своем деле. Я проходила обучение, чтобы снимать новорожденных детей и деток постарше. Это, прежде всего, техника безопасности, знание физиологических особенностей детского организма. Когда ребенок рождается, у него многие косточки – это хрящики. Поэтому детки очень гибко принимают те позы, в которые я их формирую. Чтобы работать с детьми постарше – от полугода и до трех лет – то здесь, чтобы увлечь ребенка, нужно работать психологом, клоуном. Дети отлично чувствуют фальшь, и с ними нужно быть постоянно искренними. Ребенок начнет тебе доверять, когда ты будешь с ним на одной волне. А если будешь его заманивать: «Посмотри на меня, мама отвезет тебя в Макдональдс, купит тебе за это картошку фри» – это неверно! Дети это чувствуют, и поэтому нужно быть с ними открытыми. Важно быть в курсе последних модных мультиков, знать стишки и песенки, которые сейчас актуальны для деток. Благо, дети у меня такого возраста, что я еще в тренде всех новых мультфильмов и персонажей. Когда ты с детьми на одной волне, ты для них не тетя с фотоаппаратом, а что-то вроде друга. И фотографии тогда  получаются лучше.
Что касается беременных женщин, то здесь я тоже проходила несколько мастер-классов по съемке такого рода. Но здесь уже мне больше помогает мой опыт съемки и видение ракурса, специфики съемки беременных женщин. Потому что они меняются, как физически, так и психологически: у них гормоны, и к ним нужен подход. 

А что самое простое и, наоборот, самое трудное в этом виде съемок?

Самое простое – в нужный момент нажать кнопку. Самое сложное – установить контакт.  Когда ты наладил контакт с ребенком, тогда все будет просто. До тех пор – сложно. Наверное, просто может быть только с едой, когда ты знаешь как ее положить и как правильно выставить свет. А когда ты работаешь с живым человеком, неважно, взрослый это или малыш, все равно это сложный процесс – установление доверия и контакта.

Как Вы думаете, в чем отличие ваших занятий от множества других? Почему идут именно к Вам?

Я думаю, что им нравится моя картинка, мои фотографии. Если они хотят снимать так же, как снимаю я, они идут ко мне. Самое главное в этом деле – посещать тех фотографов, картинки которых нравятся и вдохновляют.  И я сама продолжаю учиться: до тех пор пока мы учимся, мы развиваемся. Есть люди, которые меня вдохновляют, к которым я хочу пойти на обучение. На весну у меня запланирован ряд мастер-классов, которые я хочу посетить. Я смотрю на работы их авторов, мне хочется понять, как они это делают, откуда они берут вдохновение. 
Когда люди видят человека, который постоянно развивается, им хочется двигаться с ним вместе. Вообще, нужно общаться с успешными и позитивными людьми. А если постоянно читать с утра новости про ДТП , терять с утра энергию и потом говорить: «У меня творческий кризис, депрессия, осень», то ничего хорошего ждать не стоит. Стоит понимать, что все зависит от нас и нашего окружения. 

Кто чаще всего приходит обучаться детской и семейной фотографии?

Чаще всего, конечно, женщины: молодые мамы, которые находятся в декрете. Мужчин очень мало. Если взять статистику посещения моих курсов и мастер-классов, то, наверное, из всей аудитории только 5-10% мужчин. Вообще, семейных фотографов мужчин меньше. Наверное, мужчины боятся общаться с детьми, особенно при съемке новорожденных. Наверное, и беременной женщине будет тяжелее перед мужчиной и раздеться, и раскрепоститься.  Я думаю, что это просто специфика нашей съемки. Потому что в свадебной фотографии, например, все же мужчин больше. Это очень тяжелый труд, и я, лично, никогда не смогла бы заниматься свадебной фотосъемкой.

Как Вы все успеваете: и учить студентов, и фотографировать, да еще и быть мамой?

Да не успеваю я (смеется). Я очень стараюсь: как в обучении, так и в том, чтобы быть хорошей мамой, женой, хозяйкой. Нужно заранее хорошо планировать свое время: тогда становится немножко проще. Необходимо планировать свои цели и идти к их достижению, а если будет хаос в жизни, то, конечно, не будешь нигде успевать. Здорово, когда у тебя все по плану: отвезти с утра ребенка в школу, потом поехать и заняться обработкой фотографий какое-то время, потом уделить внимание своему обучению, запланировать мастер-классы. Я открыла для себя очень интересные книги по бизнесу,  и там пишут правильные вещи по самоорганизации, тайм-менеджменту. И когда ты начинаешь потихоньку к этому приходить и внедрять это в свою жизнь, то внутри у тебя появляется гармония. Например, каждый человек сталкивался с тем, что откладывает какое-то дело на потом и начинает испытывать чувство страха. Он говорит: «У меня начались панические атаки». Так вот чаще всего эти панические атаки обусловлены отложенными делами, которые мы не хотим делать. Но каждое утро, съедая лягушку в виде такого дела, ты обретаешь внутреннюю гармонию.  

А планируете ли выход на международный уровень? Или это уже случилось?

Помимо того, что я преподаю и фотографирую, я являюсь организатором мастер-классов. Чаще всего это фотографы с постсоветского пространства, которые мне интересны. Например, сейчас я организую девушку из Германии. Она, пожалуй, лучший фотограф Германии по съемке новорожденных детей. Мне интересны методы, которые она применяет, потому что они отличаются от моих. Например, я снимаю с естественным светом, она – с импульсным. Мне хочется посмотреть на это в живую, поэтому я взялась за организацию ее мастер-классов. А сама я уже вышла на международный уровень. У меня были мастер-классы в Германии, Латвии, еще на весну запланированы занятия в Эстонии, снова в Германии и Латвии, серия мастер-классов в России. 

Почему Вы решили преподавать?

Для меня, как женщины, важна самореализация. Мне нравится отдавать свои знания, потому что я очень люблю получать обратную связь от людей. Когда они выходят и говорят: «Ты нас вдохновила на съемку», – это потрясающе. А когда вдохновила кого-то, оставить нелюбимую работу и уйти в фотографию... Это моя самореализация, и я получают от этого кайф. 

Поделиться в социальных сетях 2278