В последнее время люди вообще не обращают внимания на рекламу или объявление без фото. А на выбор ресторана или отеля влияет не только наличие фото, но и их качество: насколько фото передают атмосферу заведения, подходит ли посетителю дизайн и стиль интерьера и может ли данный интерьер выступать хорошим фоном для фото в инстаграм! Поэтому очень важно еще до съемки определиться с целями фотосъемки интерьера, согласовать все детали и учесть все нюансы.

Для начала давайте посмотрим, кому в современном мире нужна интерьерная съемка. Список будет очень обширный:

  • продавцам и агентствам недвижимости для привлечения покупателей;
  • владельцам жилья и других помещений для сдачи в аренду;
  • собственникам заведений, медицинских центров и спортзалов для привлечения посетителей;
  • работодателям для демонстрации сотрудникам условий труда:
  • дизайнерам интерьеров для презентации своих услуг, результата своей работы и визуального подтверждения своего профессионализма;
  • производителям отделочных материалов, мебели, техники, текстиля и декора для рекламы своей продукции;
  • застройщикам привлечения инвесторов и для развития бизнеса;
  • авторам интерьерных блогов для обновления контента; 
  • интерьерным изданиям для публикации материалов о дизайне и трендах;
  • музеям для виртуальных туров и афиш и еще много-много кому.

Как определиться с целями съемки интерьера?

  • Если вы хотите сфотографировать свою квартиру на продажу, то вы сами ставите перед собой цель, например: показать на фото все достоинства квартиры и скрыть ее недостатки, чтобы квартира на фото смотрелась как можно дороже
  • Если вы хотите выложить свое жилье для посуточной аренды на Airbnb, то перед вами цель: запечатлеть атмосферу квартиры, все ее удобства и интересные детали, чтобы гостям хотелось остановиться именно у вас
  • Если у вас своя фотостудия, то на интерьерных фотографиях нужно максимально отразить весь потенциал интерьера, оборудования, фонов и аксессуаров, чтобы фотографам и моделям было понятно, какой результат можно получить во время съемки в студии.

Если же вы фотограф, а заказчиком выступает владелец ресторана, дворцово-паркового комплекса или маленькой однушки в хрущевке, вы должны сперва выяснить, что для заказчика важно отобразить на фотографиях. Обсудите с заказчиком вопросы:

  • Сколько кадров ожидает получить заказчик?
  • Что должно обязательно попасть в кадр, а что снимать не стоит?
  • Где будут публиковаться фотографии?
  • Нужно ли оставлять на фото пространство для надписей?
  • Какого размера и формата фото предпочтительнее?
  • Допустима ли цветокоррекция фотографий?
  • Для каких целей будут использоваться фотографии?
  • Нужно ли брать в кадр людей?
  • Подходит ли заказчику стоимость ваших услуг?

Когда вы обсудите все детали, вы сможете составить для себя четкое техническое задание, а потом при съемке добавить немного творчества (идеальные заказчики приходят сразу с техническим заданием, но мы реалисты, поэтому многим фотографам после фразы «сфоткайте красиво» приходится выяснять, что именно заказчик подразумевает под словом «красиво»). Все это можно оговорить и устно, но лучше все сохранить в переписке, чтобы потом, если у заказчика будут претензии, сверить соответствие выполненной работы с техническим заданием. 

Как подготовить интерьер к съемке?

Подготовка к съемке – это первостепенный этап интерьерной съемки. Если вы сами снимаете свой интерьер, то уборка на вас. Но если вы фотограф, то обсудите, кто будет ответственным за подготовку интерьера к съемке. 

Вот что в нее входит:

  • Наведение порядка. Протрите пыль, уберите отпечатки с зеркальных, глянцевых, стеклянных поверхностей. Помойте пол за час до съемки (особенно это касается общественных мест), чтобы он был чистым, но уже не бликовал. На кухне уберите с рабочей поверхности все лишние кухонные девайсы, губки и моющие средства, разноцветные кружки, слишком яркие аксессуары, которые не подходят по цветовой гамме к интерьеру. В ванной спрячьте все лишние баночки и тюбики в ящики. Оставьте буквально пару красивых флаконов, которые сочетаются с дизайном ванной комнаты. Опустите крышку унитаза, уберите кошачьи лотки, миски и игрушки. В прихожей уберите лишнюю обувь, на открытых вешалках оставьте максимум пару вещей нейтральных цветов. В помещениях постарайтесь скрыть все провода, которые могут попасть в кадр: вайфай-роутеры, зарядки от телефонов, клубки проводов от светильников и бытовой техники, даже робот-пылесос – все это лишний мусор, который при попадании в кадр точно не придаст ему красоты и гармонии.
  • Уборка личных вещей и тематических украшений, если только в ваши задачи не входит съемка новогоднего декора или контента для семейного блога. В остальных случаях личные фотографии в рамках или шарики с дня рождения будут лишними, ведь потенциальному покупателю или арендатору нужно посмотреть, насколько данное помещение подходит для его персональной истории, а личные вещи владельца могут помешать восприятию.
  • Проверка освещения. Фотографу может понадобиться весь свет, который можно использовать в помещении, поэтому нужно проверить работоспособность светильников, заменить перегоревшие или мерцающие лампочки.
  • Перестановка мебели. Проследите, чтобы все стулья были придвинуты к столу на одинаковом расстоянии, чтобы все столы офиса стояли по одной линии, чтобы все стаканы на полке стояли на одинаковом расстоянии друг от друга. Это создаст на фото симметрию, ритм, композиционную гармонию. Иногда для съемки стоит сделать перестановку, чтобы помещение смотрелось более выгодно. Например, можно отодвинуть диван от окна, чтобы он визуально не перекрывал свет, не загромождал пространство. Лучше у окна поставить столик со стульями, кресло или рабочий стол с ноутбуком. Кое-что можно передвинуть и в процессе съемки, если вы не хотите брать в кадр облупившийся комод или облезлый диван. Бывают случаи, когда для съемки вообще лучше вынести всю мебель, если ее наличие только усугубляет впечатление от помещения. Однако пустое пространство на фото выглядит намного меньше, чем с мебелью. Мебель нужна для масштабирования пространства, понимания, что где можно поставить, где что разместить. Поэтому вынос мебели – это крайняя мера, когда прикрыть огрехи пледами, скатертями и постерами не получается.
  • Добавление деталей. Когда вы убрали все лишнее и помещение вам показалось стерильным, можно добавить немного декора. Сервировка обеденного стола красивой посудой и бокалами, цветы в вазах, свечи, постеры в рамках, открытая книга и чашка на кофейном столике, плед с подушкой на кресле, ноутбук, мышка, ручка и записная книжка на рабочем столе – все эти детали помогут создать эффект присутствия, но не будут прямо указывать на конкретного владельца.

Как подобрать фототехнику для съемки интерьера под ваши задачи?

Если вы снимаете на любительском уровне (например, свою квартиру для сдачи), то для съемки может вполне подойти хороший телефон с ручными настройками камеры, с функцией широкоугольного объектива. Автоматический режим камеры современных телефонов неплохо справляется с HDR, так что и интерьер, и вид из окна получаются равномерно освещены. Также современные камеры телефонов выдают четкие кадры с рук, даже без штатива. Для разовой съемки вполне подойдет и телефон.

Но если вам нужны фото коммерческого уровня, то и фотооборудование потребуется посерьезнее. 

Полный комплект интерьерного фотографа состоит из:

  • полнокадровой камеры;
  • пары объективов: широкоугольного фикса для общих планов (например, 14 mm) и светосильного зума для крупных планов и деталей (например, 24-70 mm);
  • штатива;
  • встроенного или пузырькового уровня;
  • вспышки и дополнительного света.

Для чего нужен весь этот набор фототехники, если и на телефон получаются вполне себе достойные кадры? На самом деле, для портфолио дизайнера или для публикации фото в интерьерном журнале мобильной фотографии недостаточно. Тут уже важны не только ракурсы, но и качество фотографии, равномерная освещенность всех уголков помещения, естественная передача цвета и фактуры, отсутствие искажений. Всего этого можно добиться при помощи качественного оборудования и мастерства фотографа.

Какие технические и творческие приемы помогут получить качественные фото интерьера?

Выбирайте время съемки, которое наиболее подходит для данного интерьера, учитывайте, на какую сторону выходят окна помещения. В большинстве случаев для мягкого света и равномерной освещенности всех уголков подойдет утро или вечер. Дневной жесткий свет или закатное солнце могут придать фотографиям художественности – пользуйтесь, если это не противоречит задачам съемки. 

Пробуйте самые разные ракурсы и точки съемки. Как правило, камеру можно размещать на высоте человеческих глаз или чуть ниже, чтобы показать восприятие стоящего и сидящего человека, но иногда стоит выбирать и более низкие или высокие ракурсы. В зависимости от конструктивных особенностей помещения (высокие или низкие потолки, лестницы или антресоли, колонны или решетки на окнах, мало или много света, красивый или ужасный вид из окна) самые беспроигрышные ракурсы в одном помещении могут быть совершенно неудачными для другого. 

Здесь нет четких правил. Просто пробуйте разное, чтобы показать лучшие стороны снимаемого помещения, не фокусируясь на недостатках.

Не злоупотребляйте шириком. Для съемки небольших пространств используйте широкоугольный объектив (14-24 mm), чтобы в кадр поместился небольшой санузел или кухня. Кадры, снятые на широкоугольный объектив, дают понимание о том, что находится в помещении, но искажают восприятие его реальных размеров. Например, все двери на фото ниже одинакового размера.

В данном случае лучше сменить ракурс, чтобы эти двери не были настолько разными:

Эти искажения некомфортны для восприятия. Поэтому не увлекайтесь только шириком, параллельно делайте кадры и на фокусное расстояние 50-70 mm для съемки отдельных уголков, объектов и деталей. Для больших помещений использовать широкоугольный объектив нет особой необходимости, иначе просторный холл может показаться спортивным залом, а диван с проектором – огромным кинозалом. И заказчики рискуют получить негатив от клиентов при реальном просмотре помещения.

Никогда не пользуйтесь функциями типа «панорама» или «рыбий глаз» для съемки помещений. Полукруглые стены или километровые пленки вызывают только отторжение у зрителя, который уже привык к качественным фото интерьеров. 

Следите за вертикалями. Чтобы получить геометрически правильное изображение, где линии пола, стен и полотка составляют прямоугольник, вы должны стоять по центру стены параллельно ей и держать камеру перпендикулярно полу и потолку (в этом поможет штатив и уровень).

Но этот совет применим не ко всем помещениям. В небольших пространствах лучше стать в угол, чтобы помещение казалось более просторным. В этом случае параллельными у вас останутся только вертикальные линии – на них и ориентируйтесь.

Чередуйте планы так, чтобы в исходном материале у вас были и общие кадры помещения, и крупные планы отдельных зон, и детальные планы интересных объектов. Для общих планов при достаточном количестве света используйте прикрытую диафрагму, чтобы все объекты кадра попадали в зону резкости. 

Если света недостаточно, увеличьте выдержку и поставьте камеру на штатив и сфокусируйтесь на самом дальнем объекте снимаемой сцены, чтобы сохранить все объекты интерьера в резкости. 

А для съемки деталей можно приоткрыть диафрагму и фокусироваться на объекте, к которому хотите привлечь внимание зрителя, при этом остальной интерьер может быть немного размытым.

Подчеркните объем. Фото двухмерные, а интерьеры – это трехмерное пространство, поэтому фотографу нужно попытаться передать этот объем на фото с помощью различных приемов. Например, используйте фрейминг из дверного портала или оконного проема, чтобы показать, что за ним продолжается комната или балкон. Постарайтесь в одном кадре совместить переходы от одной зоны к другой – от кухни к гостиной, от спальни к гардеробной, от коридора к ванной. Таким способом вы еще и сможете показать планировку, расположение комнат относительно друг друга. 

При крупных планах фокусируйтесь на ближних предметах, уводя дальний план в боке – размытый дальний план создает объем и интригу. Несколько стульев в ряд у барной стойки, размещенные в кадре по диагонали, создадут динамику, перспективу и уведут взгляд в глубину кадра. Откройте окно и снимите вид из помещения, захватив в кадр проем окна и шторы – так вы добавите пространства и света к уже имеющемуся объему.

Используйте разные форматы. Традиционно в интерьерной съемке чаще используется горизонтальный формат изображения. Так как глаза у человека расположены по горизонтали – мы воспринимаем помещение именно горизонтально. 

Однако вертикальный формат журналов и экраны телефонов оказывают свое влияние и на интерьерную съемку. К тому же, есть помещения или отдельные его элементы, которые требуют вертикального кадра: например, лестницы, высокие шкафы, небольшие ванные и туалеты, кухни, дома с верхним светом и красивыми люстрами, столовые зоны со светильниками над столом. Поэтому общие кадры традиционно исполняются в горизонтальном формате, а уютные уголки все чаще снимают вертикально.

Избегайте бликов. Сильно бликующие поверхности можно гасить при помощи поляризационных фильтров или выбирать время съемки, когда на них не попадают лучи света.

Добавьте, но не смешивайте. Если естественного света в помещении недостаточно, включите светильники. Для уюта можно добавить свет от свечей или гирлянд с однотонными огоньками. Также можно использовать вспышку, направляя ее в потолок (если он белый и матовый). Следите за температурой света в кадре. Постарайтесь не смешивать теплый и холодный свет в кадре – это не исправить даже при обработке. При выборе освещения проверяйте, чтобы белые объекты в помещении на фото оставались белыми. Главное, чтобы не получилось, что свет от холодной вспышки осветил только переднюю часть помещения и дал голубизну, а дальняя часть осталась без дополнительного освещения и отдает желтизной. 

Не отражайтесь в зеркалах. При съемке со штатива используйте автоспуск с задержкой в 3-5 секунд или спусковой тросик. Это нужно для избегания вибрации при нажатии на кнопку затвора. Но это также полезно и для съемки напротив зеркал, потому что удалить камеру с отражения в зеркале намного проще, чем камеру вместе с фотографом.

Добивайтесь эффекта HDR. Если вы посмотрите на любую комнату, вы заметите, что сильнее освещены участки у окна и вокруг источников света. Остальные же части комнаты могут оказаться вообще без освещения. Чтобы на фото не получилось пересвеченных участков или темных закутков, лучше всего сделать несколько кадров со штатива: один – с нормальной экспозицией, один недоэкспонированный и один переэкспонированный. После этого вы можете совместить кадры в приложении для склеивания HDR фотографий. Сборку можно выполнить вручную в Adobe Photoshop или с помощью программы, подобной плагину Enfuse для Adobe Lightroom. В отличие от технологии HDR, подобная сборка не изменяет цветопередачу. Таким образом вы получите кадр, на котором будут равномерно отображены и темные, и освещенные участки.

То есть, чтобы получить фото выше, нужно склеить минимум эти два кадра:

Выстраивайте композицию кадра. Обращайте внимание на сбалансированность композиции: объектам, расположенным слева и справа в кадре, следует уравновешивать друг друга. Например, если внизу кадра большой горизонтальный стол, то над ним будет хорошо смотреться большой постер или окно. Если слева кадра светлая стена, то хорошо бы построить кадр так, чтобы напротив нее были темные объекты.

Если на переднем плане виден край дивана, то с него взгляд хорошо перейдет на журнальный столик в центре кадра, а затем на старый комод, стоящий в дальнем углу комнаты. Постарайтесь, чтобы в кадре были интересные объекты на разных планах: что-то на ближнем, что-то на среднем, что-то на дальнем, тогда взгляд будет перемещаться по картинке в глубину. Используйте в кадре такие популярные приемы, как симметрия, ритм, контраст, паттерн. Но иногда можно воспользоваться и приемами нулевого пространства или заполнения кадра. Изучите возможные приемы композиции в фотографии и используйте их в интерьерной съемке.

Облегчайте себе обработку. Постарайтесь фотографировать так, чтобы обрабатывать исходный материал минимально: контраст, тени и блики, кадрирование… и достаточно. Выравнивание по вертикалям, композицию и свет оценивайте еще на этапе съемки.


Кроме интерьера, фотографам зачастую приходится снимать и экстерьер частного дома, банка или ресторана. Если в двух словах, используйте все те же приемы, что и для интерьера, а еще добавьте приемов съемки архитектуры и пейзажа. Но это тема настолько обширна, что, возможно, вырастет до полноценной статьи.


P.S. Все фото в материале взяты из открытых источников, принадлежат своим авторам и использованы исключительно для иллюстративных целей.


Поделиться в социальных сетях 111