Чтобы зимние кадры не получались слишком темными или пересвеченными, а снег на них – синим или серым, вам нужно знать несколько хитростей, которые позволят создавать красивые зимние фотографии и в мороз, и в снегопад.
Три условия успешной зимней съемки
В то время, как у нас зима превращается в девять месяцев межсезонья, фотографу еще нужно умудриться словить редкие кадры белоснежного снега, по которому еще никто не потоптался и не посыпал песочком. Поэтому первое условие удачных снежных кадров – встать пораньше и сфотографировать заснеженный город, поле или лес на восходе солнца. Хорошо, что оно зимой встает не так уж и рано:)
Фото: Влад Соколовский
Второе условие удачного снежного снимка – одеться потеплее, не забыть про шапку, шарфик и, главное, перчатки! Ведь если вы отморозите себе руки, сделав буквально 2-3 кадра, то вряд ли из них получится что-то стоящее, да и рук жалко.
Фото: Thorsten Overgaard
Ну и третье условие – взять с собой камеру с блендой на объективе, а также с непромокаемым чехлом или полиэтиленовым пакетом вместо него, чтобы защитить оптику от снегопада; кинуть в карман запасную батарею, потому что на морозе очень быстро снижается ее заряд; а после съемки положить фотоаппарат в сумку или кофр и не доставать его еще несколько часов после возвращения домой, чтобы избежать появления конденсата при контрасте температур.
Когда вы позаботились о том, чтобы не было холодно ни вам, ни фотоаппарату, ни модели (при ее наличии), то пора задуматься о том, как получить красивые зимние кадры.
50 оттенков белого
Фото: Влад Соколовский
Многие начинающие фотографы задаются вопросом: почему на фотографиях снег зачастую получается то серым, то синим, но в любом случае далеким от естественной белизны. Дело в том, что автоматический замер экспозиции любого фотоаппарата не справляется с таким количеством яркого белого цвета. Но добиться красивой снежной картинки все-таки возможно, если знать некоторые нюансы измерения экспозиции.
Автоматика фотоаппарата настроена на яркость 18-процентного серого цвета, который получается при смешивании белой и серой краски в соотношении 82/18 соответственно. Для большинства сюжетов нашей жизни эти настройки работают отлично, но если в кадре слишком много белого или черного, автоматическая экспозиция будет неправильной.
Фото: freefotohelp.ru
Конечно, можно выбрать режим с предустановленными настройками под названием «Снег / пляж», который корректирует экспозицию и баланс белого для светлого фона немного лучше, чем авторежим. Но управлять своим фотоаппаратом все-таки стоит самостоятельно, в ручном режиме настраивая баланс белого и экспокоррекцию для различных условий освещения.
Съемка зимнего сюжета в пасмурную погоду
Фото: Влад Соколовский
В пасмурную погоду, когда небо затянуто облаками, баланс белого очень легко настроить – просто выберите соответствующую установку баланса белого («Облачно»), которая есть практически во всех камерах. Чтобы не получить серую картинку, увеличьте экспозицию в плюс: от +0,7 до +1,5. После тестового кадра проверьте гистограмму яркости – если все хорошо, то гистограмма сместится вправо, но если на гистограмме есть срез в правой части, это свидетельствует о передержке кадра. В этом случае откорректируйте настройки и переснимите кадр еще раз.
Съемка зимнего сюжета в солнечную погоду
Фото: Влад Соколовский
В солнечную погоду отраженный от снега свет становится дополнительным источником освещения, который окрашивает ваш снимок в цвет неба – в результате снег на фотографии будет голубоватым. В данном случае вам понадобится выставить баланс белого вручную. В качестве ориентира вы можете использовать ровный участок чистого снега, на находящегося в тени. Попробуйте точечный замер экспозиции на заснеженном участке, равномерно освещенном солнцем, и зафиксируйте ее. При ручной настройке баланса белого и положительной экспокоррекции снег у вас получится белым. Если сомневаетесь, что выставили все настройки правильно, лучше снимайте в RAW, чтобы отредактировать снимок при постобработке без потерь качества.
Съемка зимнего сюжета в снегопад
Фото: Влад Соколовский
Существуют три основных способа съемки летящего снега:
-
На короткой выдержке, чтобы заморозить снежинки в полете;
-
На длинной выдержке, чтобы отобразить динамику снегопада;
-
Со вспышкой на выдержке любой протяженности.
В зависимости от длины выдержки при съемке снега может получится совершенно разный эффект:
Фото: tabletopstudio.co.uk
1. Первый способ съемки на короткой выдержке идеально подходит для безветренной погоды, когда снежинки плавно укрывают землю снежным покровом. Подойдет выдержка от 1/500 до 1/800, чтобы заморозить снежинки в кадре, однако придется поднять значение ISO до 640, чтобы кадр не выглядел темновато.
Фото: Ahmet Turan Kural
2. При более длинной выдержке снежинки отобразятся в виде белых линий, которые хорошо будут заметны на темном фоне, а со светлым небом просто сольются. При свете огней на длинной выдержке снег будет красиво подсвечен контровым светом звездочек фонарей. Такой способ съемки поможет отразить в кадре динамику снегопада.
Фото: tabletopstudio.co.uk
3. При съемке со вспышкой камера зафиксирует снежинки, пролетающие непосредственно перед объективом в виде красивого боке – волшебных кружочков на переднем плане. Для такой съемки камеру переводим в режим приоритета диафрагмы, выставляем компенсацию экспозиции вспышкой на значении от +2/3 до +3, ISO 100 и желательно устанавливаем камеру на штатив, потому что в снегопад освещенность обычно недостаточная даже днем, следовательно выдержка может быть довольно длинной.
Фото: Константин Воронов
Чтобы на переднем плане не получались ярко-белые пятна вместо нежных кружочков, необходимо выставить значение экспокоррекции вспышки -3EV. Вспышка должна лишь слегка подсвечивать кадр, ни в коем случае не выступая в качестве основного источника освещения. Степень боке регулируется при помощи диафрагмы: при более открытой диафрагме кружочки будут большими, при менее открытой – меньшими.
Фото: Екатерина Калинина
В зависимости от мощности вспышки и заданного значения компенсации экспозиции снег может выглядеть в виде коротких белых полосок (более низкая мощность, дробное значение компенсации экспозиции) или в виде круглых крупных шариков (высокая мощность, компенсация экспозиции от +2).
Съемка зимнего сюжета ночью
В темное время суток снимать зимние сюжеты еще более интересно, чем днем. Главное – найти место, достаточно освещенное ночными огнями города, фарами машины, светом от окна или витрины. Подобный источник света обеспечит контровую подсветку, создаст золотой ореол снежинок, отделит их от фона и добавит теплый оттенок в фотографию.
Фото: Екатерина Калинина
Контраст цветовой температуры холодной зимней картинки и теплого света огней можно подчеркнуть, совместив два кадра: на одном температура выставляется автоматически по источнику света, на другом вручную – на режим «вспышка» или опытным путем подобрать оптимальное число цветовой температуры.
10 идей для съемки снега
И напоследок вот вам несколько простых, но интересных идей для снежных фотографий:
1. Макросъемка снежинки:
Фото: Alexey Kljatov
2. Цветовой контраст:
Фото: Влад Соколовский
3. Рисунки на снегу:
Фото: classygirlswearpearls.com
4. Дети и санки:
Фото: Елена Шумилова
5. Снежные брызги:
Фото: katerinaphotodesign.com
6. Сказочные образы:
Фото: Elena Voronzova
7. Рисование ангелов на снегу:
Фото: Eric Scouten
8. Cнежные портреты животных:
Фото: dearbestrong.tumblr.com
9. Заснеженные фрагменты:
Фото: Beata Cervin
10. Зимний пейзаж на восходе или на закате:
Фото: Влад Соколовский
Больше зимних идей ищите на нашей доске в Pinterest.
Вдохновения вам и нежно-снежных снимков!
P.S. Для иллюстраций в материале использованы фото профессиональных фотографов, в том числе нашего преподавателя пейзажной и интерьерной фотографии Влада Соколовского.