Интервью со стилисткой Ириной Аваряскиной

Поговорили с авторкой нового курса по основам стиля о том, каков был ее собственный путь к личному стилю, какие жизненные проблемы и задачи решает грамотно подобранный гардероб, а также почему этот курс так необходим фотографам и моделям. Стилистка с 7-летним стажем Ирина Аваряскина поделилась своей собственной историей и историями некоторых из 200 ее клиенток.

Ирина, как ты сама поняла, что с твоим стилем что-то не так? Когда это произошло и что ты предприняла?

Как это бывает у многих женщин, после длительного декрета я осознала, что моя одежда уже не про меня и не про современность. Было ощущение, что мир куда-то унесся вперед, а я и мой гардероб остались там же, где были 5 лет назад. В этот момент я случайно попала на консультацию по цвету к стилисту и была очень впечатлена – раньше я вообще не задумывалась, как подбирать цвета, и даже не предполагала, что есть что-то больше субъективного впечатления «нравится – не нравится». 

После консультации я почти сразу купила вещи в соответствии со своей палитрой, но удовлетворения от нового образа так и не получила. Подобрала цвет – фасон не тот. Купила подходящий фасон – не с чем сочетать. Купила законченный комплект – оказалась, что он вышел из моды. Было ощущение, что я вижу кусочки, но не вижу картину целиком, поэтому я пошла на курсы по стилю, а потом еще одни, и еще одни, пока наконец я не стала нащупывать свой личный стиль. Могу сказать, что путь в стилистике был не очень простым, и не таким быстрым, как хотелось бы, но глядя на себя в 20 лет и в 36, я понимаю, что сейчас я себе нравлюсь намного больше, чем раньше. Надеюсь, эта тенденция будет продолжаться) 

Ты очень много обучалась искусству стиля. Расскажи, что тебе дал каждый из курсов, что ты прошла.

Первый курс был посвящен классической стилистике – о том, как выглядеть красиво. Он мне дал основательную базу в понимании пропорций и цветовых гармоний, но практика показала, что для работы с клиентами этого недостаточно. Например, стилист может подобрать шикарный комплект, который очень идет клиенту. Но в тот момент, когда должны звучать восторги по поводу правильно подобранного силуэта и оттенка, подходящего внешности, от клиента звучит: «А мне не нравится». И тогда приходит понимание, что одеваем мы в первую очередь человека – с его задачами, мечтами, страхами, надеждами, стереотипами восприятия, привычками и т.д.  Поэтому, 70% моего дальнейшего обучения касалось именно психологии стиля – психотипы, архетипы, психология цвета, телесная стилистика.

20% – это углубление в стилистику: колористика, типажи внешности и, конечно, тренды. Причем, чем чаще мои клиенты говорят «я не хочу гнаться за модой», тем больше я вижу смысл в изучении и аналитике моды. Дело в том, что, наблюдая за трендами каждый сезон, со временем учишься отличать долгосрочные от краткосрочных, и это помогает выбирать вещи, которые не выйдут из моды через год, а будут актуальны длительное время. И сейчас такой запрос очень актуален.10% моего обучения связано с преподаванием и тренерской работы. Я веду обучение уже почти 5 лет и с самого начала понимала, что знать самой и научить кого-то — это две разные вещи. Но в последнее время это направление для меня стало особенно интересным, потому что я вижу, что люди устали от информации, и это обязательно надо учитывать при подготовке обучающих курсов.  

В программе твоего курса по стилю немало внимания отводится принятию себя и подчеркиванию своих достоинств, но нет ни слова о коррекции недостатков. Почему теперь это не актуально?

Это не очень актуально уже и для самих женщин – если раньше я на консультациях регулярно слышала о недостатках внешности, то теперь эта формулировка – большая редкость. 

Раньше были четче критерии, что является достоинствами, а что недостатками, и было принято показывать именно «парадную» сторону. На данный момент все изменилось: во-первых, критериев красиво-не красиво все меньше, а те, кто пытается их установить, серьезно порицаются современным обществом, так как выпадают из глобального социального тренда на разнообразие (diversity) и индивидуальность. А индивидуальность – это уникальный набор качеств, среди которых одинаково важны как условно «красивые», так и «некрасивые».

А, во-вторых, все устали от идеальности, а ведь «показать достоинства и скрыть недостатки» — это именно про стремление к идеалу. Я с осторожностью использую даже фразу «показать достоинства», а фокус всегда держу на том, что передо мной в первую очередь человек, а его тело – картина, которой надо подобрать органичную раму, подчеркивающую специфичность этой картины, причем не только внешнюю форму (внешность), но и смысл (личность человека).

С чего стоит начать, если хочешь найти свой стиль? С цветотипа, подбора подходящих фасонов или разбора старого гардероба?

Если вы испытываете радость от того, что освобождаете гардероб от старых вещей, фотографируете новые образы и наводите порядок в шкафу, то начните с разбора. 

Если вам сейчас интересен цвет, красивые сочетания оттенков, вам интересно наблюдать, как меняется цвет ваших глаз в зависимости от оттенка одежды – начните с колористики. 

Не имеет большого значения, с чего начнете, главное, идти в это с любопытством и энтузиазмом, и постепенно одна тема будет цеплять другую. Мне нравится фраза: «Любой путь – лишь один из миллиона возможных путей. Есть ли у этого пути сердце? Если есть, то это хороший путь; если нет, то от него никакого толку».

После твоих консультаций клиентки избавляются от всех своих вещей и покупают всё новое? Или удается обойтись малой кровью?

Однажды был случай, когда после разбора гардероба мы с девушкой поняли, что разбирать там нечего – собрались и уехали в торговый центр  за новыми вещами. Большая часть вещей из старого гардероба ушла сразу, оставшаяся – в течение полугода. Такое развитие событий – это совпадение многих факторов: смена образа жизни клиентки, ее внутренние процессы, готовность к решительным действиям, наличие бюджета на покупку новых вещей.  

Но бывают разборы, на которых почти ничего не убираем и ничего не докупаем. И вся задача в том, чтобы, например, оптимизировать – составить комплекты из тех вещей, которые уже есть. Как правило, такая ситуация встречается в достаточно больших гардеробах, когда за счёт разнообразия вещей можно создать новые комбинации. 

Я рассказала две достаточно полярные истории для того, чтобы показать, что, насколько радикальной или мягкой будет смена в гардеробе, зависит не от меня, а от запроса и потребности клиента.

А мужчины к тебе обращаются? Если да, то какие у них запросы? 

Я позиционирую себя как женский стилист, поэтому мужчины ко мне почти не обращаются. Бывает, что клиентки после работы со мной просят помочь с гардеробом мужа, но я перенаправляю их к коллегам, которым доверяю.
Конечно, это упрощение – делить запросы на мужские и женские, так как гендер не определяет задачи, кризисы, характеры, но все же тенденция есть. Она заключается в том, что у женщин запросы чаще связаны с внутренними состояниями («я хочу ощущать себя…»), а у мужчин с социальными задачами или рациональным использованием времени («я хочу выглядеть так, чтобы …»).
Идеальный стилист для мужчины – это тот, кто за минимум времени создаст гардероб-конструктор, в котором все сочетается со всем, в котором есть комплекты для решения всех его задач, и попутно объяснит систему, как все это устроено.  Для большинства женщин этого будет недостаточно. Потому что, кроме всего вышеперечисленного, надо учесть ее состояния, настроения, помочь ей выразить себя через образ.

Расскажи, с какими проблемами к тебе приходят женщины? Ведь за неумением преподнести себя через одежду стоят более глубокие вопросы.

На этапе знакомства проблемы могут звучать почти одинаково: «не понимаю, что мне идет», «гардероб однотипный, хожу в одном и том же» или «хочу обновить гардероб, но ненавижу шоппинг». Но при дальнейшем знакомстве выясняется, что чаще всего женщина находится в каком-то переходном этапе – профессиональном или личностном. Бывает, этот переходный этап проходит ярко, бурно и хорошо осознается, а иногда это, наоборот, что-то вялотекущее, апатичное, затягивающее. Но в любом случае, с помощью нового образа женщина пытается помочь себе выйти на новый виток своей жизни. Если вспомнить какие-то сказки или фильмы, где героиня преображается, – это же всегда сопряжено с какими-то глобальными изменениями внутри или снаружи, во время которых женщина ищет как будто новую себя. 

Почему модно – не всегда стильно и наоборот?

Мода – это отражение социальных, экономических, политических процессов в обществе в данный момент времени. Личный стиль – это отражение отдельного человека, а значит что-то более устойчивое. Я считаю, что одно без другого не может существовать. Перекос в любую сторону – мода без стиля или стиль без моды – это всегда нежизнеспособная история. 

Я отношусь к моде как к пище для индивидуального стиля, источнику идей, вдохновений, залогу контакта с миром и людьми. Если мы вспомним известных людей, которые вошли в историю своим стилем, то это всегда история про то, что был найден какой-то специфический баланс между личными предпочтениями и духом времени. 

А есть какие-то вечные тренды, которые идут всем без исключения?

Вечных трендов не бывает, потому что тренд – это про здесь и сейчас. А вот вещи, которые были в моде когда-то и вернутся через некоторое время – да, в каких-то границах это существует. Секрет таких вещей в хорошем дизайне и возможности современных стилизаций. Частая ошибка заключается в том, что берут интересную вещь из прошлого витка моды и стилизуют ее так же, как раньше. Так не работает. Вещь должна переосмысляется. Например, облегающие трикотажные платья были в моде раньше, остаются в моде и сейчас, но если раньше они были чаще выше колена, их сочетали с туфлями на каблуке и дополняли образ заметным макияжем, прической, плотно зафиксированной лаком, то теперь они скорее всего будут миди-длины, их могут носить, например, с обувью на плоском ходу, с простой незатейливой прической и с огромной сумкой-шопером. Вещь одна и та же, но заложенный смысл кардинально поменялся – от сексуализации женского тела до комфорта и бодипозитива.

Можешь привести пример универсальной базы, которую ты могла бы порекомендовать большинству наших женщин? 

Я уже давно не встречала гардероб, который мог бы нормально функционировать без спортивной обуви. Поэтому могу сказать, что на данный момент спортивная обувь – это база. А вот как она будет выглядеть — это зависит от характера человека, и иногда еще от внешности.

  1. Кеды с аккуратными швами, элементами вышивки или утонченным рисунком – это база для деликатной, отзывчивой девушки, которой важно строить отношения с окружающими. 
  2. А спортивные кроссовки с использованием последних инновационных технологий – это выбор волевого человека, который ценит скорость, силу и уверенность. 
  3. Конверсы скорее всего будут базой для тех людей, у которых есть щепотка, а может и не только щепотка, бунтарского духа. Вспомните доктора Хауса. И только попробуйте предложить ему универсальные белые кеды – он умрет от скуки!

Поэтому на курсах я учу подбирать базу по функциональным характеристикам вещи, например, в гардеробе должна быть сумка или верхняя одежда разной длины, но цвет, форма, детали – это индивидуальная история.

Как думаешь, почему самая большая проблема как для женщин, так и для мужчин – это неумение использовать аксессуары? 

Исторически сложилось так, что долгое время наше общество выбирало одежду и аксессуары по критериям экономической целесообразности, «чтобы не выделяться». Украшениям здесь повезло меньше всего, так как, судя по этим критериям, они достаточно бесполезны или даже опасны. В итоге утерялась культура ношения украшений и понимание их ценности: люди не знают, как их носить и зачем. 

В последнее время это стало меняться. Я вижу две причины этому: 

  • Во-первых, индивидуальность стала ценностью, и женщины хотят создавать образы, которые будут ими ощущаться как ресурсные, наполняющие, и тут, конечно, украшения незаменимы. Идет возвращение к изначальным функциям украшений – обозначению своего места в определенной социальной группе, и особенно – самопрезентации.

  • Во-вторых, люди покупают меньше вещей, но разнообразия в гардеробе хочется не меньше, чем раньше. И опять на помощь приходят аксессуары. 

Как считаешь, в Беларуси профессия стилиста сейчас достаточно востребована? И как повлияли последние кризисы на работу стилиста?

Когда я начинала работать, я часто сталкивалась со стереотипом, что услуги стилиста – это услуги для публичных личностей. Но сейчас уже очень многие осознают, что помощь стилиста – это не роскошь, а необходимость. А после курсов или разборов я вообще часто слышу признания клиентов, что знания стилистики – это экономия, и расстраивает только то, что они не пришли к этому раньше. Поэтому профессия стилиста востребована.

Сейчас во многих сферах сложно, и стилистика не исключение, но после некоторого спада я вижу подъем. Я даже сразу этому удивлялась и спрашивала клиентов о том, почему сейчас, в условиях кризиса, они обращаются за шоппингом, курсами, консультациями. Просто женщинам хочется ощущать полноту жизни, красоту. И это желание даже острее, чем в спокойной время, так как это мотивирует смотреть на светлую сторону жизни и дает ресурс. Конечно, фокус в работе над своим стилем у людей меняется: если пару лет назад я говорила об осознанном потреблении, и это откликалось лишь немногим, то за последние два года эта ситуация кардинально изменилась, и это стало отзываться большему количеству людей.

Сориентируй в порядке цен на услуги стилиста. Какими они вообще бывают? 

Шоппинг, разбор гардероба, индивидуальные консультации, составление style book, стилизация фотосъемки – это самые частые услуги стилистов. Цены на услуги стилиста достаточно сложно сравнивать, потому что иногда оплата почасовая, иногда за сделанную работу, и в последнем варианте всегда очень индивидуально, что входит в эту работу. Но примерно могу сориентировать, что час шоппинга в Минске стоит от 65 рублей у новичков до 100 рублей у опытных специалистов. Один шоппинг в среднем занимает 3-5 часов, за это время можно купить обычно от 8 до 15 вещей.

У тебя за плечами уже более 200 преобразившихся клиенток. Расскажи, как изменения их образа повлияли на изменения в их жизни?

Одежда, стиль – это почти всегда инструмент, чтобы удовлетворить какую-то бОльшую потребность. Например, построить отношения, самореализоваться, ярче ощущать жизнь, зажигать других, добиться профессионального роста, осознания собственной ценности и т.д. Поиск нового образа – это способ осознать, чего хочет человек, и найти этому подходящую форму. Если это удалось сделать, изменения в жизни неизбежны. 

Начинаются они, как правило, с каких-то инсайтов: «я стала больше нравиться себе», «я поняла, что последние несколько лет одевалась так, как нравилось моему мужу, а не мне», но спустя время такие внутренние изменения ведут к внешним проявлениям. Несколько моих клиенток нашли работу в процессе осмысления своего стиля, и сейчас я наблюдаю их профессиональные успехи с большой гордостью, потому что чувствую толику своей заслуги в этом. Нередко после работы со мной женщины увольняются, что я тоже считаю успехом, если работа была болью. 

В фотошколе неспроста появился курс по стилю. Стилисты постоянно фотографируют результат своей работы, а фотографу необходимы навыки стилиста для подготовки моделей к съемке. Но ведь навыки фотографа и стилиста необходимы и в обычной жизни. Можешь привести примеры или ситуации, когда тебя или твоих клиенток выручали знания о стиле или навыки фотосъемки?

Достаточно часто женщина выполняет роль семейного стилиста – она выбирает одежду не только себе, но также помогает и детям, и своему мужчине, и маме, и подругам. Конечно, когда есть знания о базовых принципах стилистики, это колоссально экономит и время, и силы на семейный шоппинг, потому что уходит субъективное «нравится / не нравится», и появляется опора в виде знаний и навыков. Помню, пришло сообщение от студентки курса о том, что раньше у нее уходило два дня на то, чтобы одеть всю семью к предстоящему сезону, а сейчас на это ушло четыре часа, и она себя чувствовала гуру стиля.

Нередко от выпускниц курсов я слышала, что знания по цвету стали опорой и при оформлении интерьера, ведь принципы гармонии и сочетания оттенков одинаковы вне зависимости от сферы применения. 

А вот для некоторых профессий, например, фотографа, стилистика, мне кажется, сейчас уже не дополнительный навык, а основной. Не все готовы обращаться к стилисту за фотосъемкой, но все хотят хорошие фото на выходе. И иногда пару советов по подбору образа становятся значимым конкурентным преимуществом.


(с) blenda.by

Поделиться в социальных сетях 872