Как снять портрет, когда света недостаточно?

Виталий Шохан – фотограф и преподаватель фотошколы BLENDA – поделился своими секретами создания хорошего портрета в условиях недостаточной освещенности. 

10 историй создания кадра. 10 лайфхаков по свету. 10 нюансов обработки.

Все кадры из подборки сняты Виталием на его практических занятиях в рамках курса портретной фотографии.

85 mm, f/1.8, 1/100 s, ISO 100

Сюжет этого кадра – вечер, романтика, тепло, нежность. Следовательно, никакого избытка света быть не должно, допустимы глубокие тени. В этом очень хорошо помог небольшой источник постоянного света – светодиодная панель Yongnuo YN-300, которая давала теплое освещение 3200 K.

Панель расположена на столике перед моделью, и она, естественно, пересвечивала передний план. Обработкой (градиентные фильтры в Лайтрум) яркость переднего плана была притушена. Радиальными фильтрами чуть-чуть проявлены детали на заднем плане, чтобы модель не терялась на темном фоне.

Ну и на десерт, частотное разложение – для придания коже гладкости и бархатистости.

85 mm, f/1.6, 1/125 s, ISO 125

В этом кадре хотелось добиться эффекта киношности, загадочности, романтизма. Для этого я применил нестандартное расположение источника постоянного света, поставив его за стеклянную панель, прикрытую занавеской. С ее помощью я отрегулировал свет, который будет попадать на модель. Слабый свет не долетал до фона, что позволило его спрятать в полумраке. Открытая диафрагма еще больше спрятала детали на фоне. Баланс белого уведен чуть в сторону теплых оттенков для создания атмосферы уюта.

А обработкой искусственно добавленные черные границы кадра, визуально имитирующие экран кинотеатра и меняющие пропорции видимой области на широкоформатные 16:9, добавляют кадру еще больший оттенок той самой киношности…

85 mm, f/8.0, 1/125 s, ISO 100

Съемка с одним источником импульсного света. Для создания рельефной загадочной картинки с глубокими тенями использован был один стрипбокс сбоку от модели.
Для такой фактурной модели обработка практически не требовалась, я лишь при проявке RAW кисточкой усилил насыщенность и clarity в области тату. И другой кисточкой чуть-чуть приподнял тени в области волос и тату. Всё.

85 mm, f/2.2, 1/100 s, ISO 320

Для создания эффектов на лице использовался жесткий свет (насадка рефлектор) и принесенный реквизит – Дуршлаг Обыкновенный. Расстоянием реквизита от источника света мы добивались разных эффектов на лице. Снимать можно было как и со вспышкой, так и с пилотным светом. Данный пример сделан с пилотным светом.
Светлые пятна на заднем плане добавлены обработкой в Фотошопе для придания большей гармонии картинке :)

85 mm, f/2.5, 1/160 s, ISO 200

Съемка с двумя источниками постоянного света. 

Первый – софтбокс 60x60, источник холодного света, задне-боковой, практически контровой, со стороны лица модели. Он создает нужные акценты и отделяет модель от фона. Чтобы картинка получилась сразу теплой, баланс белого выбираем под холодный свет: «солнечный свет» или «вспышка».

За спиной фотографа находился еще один источник постоянного света – гримерный столик со включенной подсветкой, который просто высветлял детали в тенях.

Обработка – небольшие градиентные фильтры в Лайтрум со стороны края головы модели с небольшим повышением экспозиции, желтым балансом белого и усилением clarity.

В фотошоп применил только плагин Nik Collection с двумя фильтрами - «тоновый контраст» и «солнечный свет».

85 mm, f/2.5, 1/100 s, ISO 200

Кадр снят с одним источником теплого света. Обработкой слегка обесцветил, добавил локального контраста для выделения деталей. Дорисовал небольшой свет над головой модели, которого в реальности не было.

85 mm, f/2.5, 1/100 s, ISO 200

Контровой свет – это сила. Обратите внимание, как он вырисовывает модель, как эффектно подчеркивает разные детали. В данном случае использован только один источник света – светящаяся звезда на заднем плане. И хоть модель ничем не подсвечивалсь больше, в оригинале фото на теневой стороне тоже вполне были видны детали, но я решил обработкой значительно усилить контраст, добавив больше загадочности и задумчивости этому кадру. Баланс белого также сдвинул больше к теплому.

85 mm, f/2.2, 1/125 s, ISO 100

Кадр, снятый с одним источником света (софтбокс) в темном помещении. Для того, чтобы кадр получился очень солнечный, светлый, я решил использовать не только свет вспышки, но и свет от ламп подсветки надписи. Для этого мощность вспышки я установил практически на минимум, что позволило мне открыть диафрагму (f/2.2), что, в свою очередь, позволило фиксировать свет от надписи и даже от люстры под потолком. Вспышка расположена справа от фотографа, практически под углом 80 градусов. Свет от белой панели плюс отраженный свет вспышки от нее же хорошо осветил теневую сторону модели.

Обработкой впоследствии ещё больше вытянул тени для полного высветления (shadows в Лайтрум).

85 mm, f/1.4, 1/100 s, ISO 320

Здесь источником света служила одна настольная лампа со слабой лампочкой (40 вт). Использовать больше света не хотелось для создания камерной, уютной, теплой вечерней атмосферы. Для полного контроля всех параметров при съемке я использовал ручной режим. Светосильный объектив позволил открыть диафрагму до значения f/1.4. Чтобы компенсировать при этом слишком маленькую глубину резкости, мне пришлось отойти не менее чем на 5-6 метров. Выдержку использовал такую, чтобы не получить дрожание рук в кадре (1/100 c). Ну и светочувствительность подобрал такую, чтобы проявился нужный свет в изображении – 320. Обработкой слегка проявлены тени, и еще теплее сделал картинку.

85 mm, f/2.0, 1/100 s, ISO 100

Снято в полной темноте. В качестве основного (рисующего) источника света использовалась вспышка, портретная тарелка с сотами. В качестве контровой подсветки и подсветки фона я использовал маломощный источник постоянного света. Чтобы импульс вспышки не «убивал» слабый постоянный свет, мощность вспышки я убрал на минимум. Это позволило мне открыть диафрагму, чтобы проявить контровое освещение и слабо освещенный задний план.

Если Вы хотите научиться применять в своем творчестве студийное оборудование, пройдите онлайн-курс по студийной фотографии. Это отличный шанс прокачать новый навык, не выходя из дома!

Поделиться в социальных сетях 1939