Миша, расскажи, как ты променял перспективы карьеры айтишника на работу фотографа.
Перспектив тогда не было. В 2001 году не было еще такого понятия, как айтишник. Не было таких зарплат, как сегодня. На 3-м курсе вдруг во мне проснулось желание рисовать. Но, так как я не занимался этим со школы, а творить хотелось уже сейчас, пришлось искать быстрые альтернативы. В чулане нашлись старые книги и журналы по фото, и в руки попал первый цифровой фотоаппарат.
Чуть позже, решив доучиваться в универе (теперь это БГУИР), нашел единомышленников, и мы, скинувшись последними деньгами, решили заняться стоковой фотографией. У нас получилось) Инвестиции принесли прибыль. Но в результате мы поняли, что на свадьбах тут заработать быстрее и проще, чем на стоках.
Какими были твои первые шаги в фотографии? Съемка подружек или свадьба в столовой?
Мои первые шаги выглядели примерно так:
- Съемка портретов одногруппников.
- Съемка выпускных альбомов для школ и универов.
- Съемка для продажи фото на стоках.
Фотокурсы по теме:
Чем отличался рынок фотографов 15 лет назад от того, что мы имеем сейчас?
- Технический порог вхождения был выше. Чтобы дать качество, нужна была хорошая камера. Она дорогая. 3000$ тогда и сейчас имели разную покупательскую способность, и многие просто не могли себе это позволить.
- Не было информации для саморазвития, интернет был практически пуст.
- Было меньше конкурентов.
Повлияло ли на фотографов появление камер в телефонах? Каким образом?
Теперь при вопросе «ты ж фотограф, какую камеру посоветуешь?» можно отвечать «iphone 12».
Фотокурсы по теме:
Как ты прорвался на зарубежный фоторынок? Ведь мало написать у себя в профиле «снимаю за границей»…
Нет, как раз примерно так я и поступил. После очередного кризиса 2016 года у меня не было работы, и я написал по-английски на сайте destination wedding photographer in Iceland.
А если серьезно, у меня на тот момент появились мысли о смене рода деятельности, но из-за очередного кризиса мои новые увлечения перешли из разряда работы в разряд хобби, а на этом не заработаешь. И я решил на последние деньги просто отдохнуть в той стране, которую 15 лет назад не мог позволить себе финансово.
2 кадра из съемки, которую я там сделал, выстрелили и принесли мне первого клиента. И я вернулся в Исландию уже через 2 недели после первой моей поездки туда. Портфолио пополнилось красивыми и интересными кадрами. Так это и началось.
Твои заказчики – это молодожены из других стран или наши люди, которые просто женятся за границей для экзотических фотографий?
97% иностранцы.
Был ли у тебя языковой или культурный барьер в общении с заказчиками?
Языкового барьера не было: я с 5 лет учу английский. Единственный нюанс – французы и китайцы. Они английский знают на крайне среднем уровне. Но, как минимум один человек в паре знает его на уровне, позволяющем хоть как-то ими руководить. Культурный барьер чувствуется только с клиентами из Индии, но он очень быстро стирается, потому что они быстро вливаются в европейскую среду.
А чем отличаются европейские свадьбы от наших реалий?
Структура свадьбы везде практически одинаковая. Особенно, учитывая то, что у нас очень пытались перенять западную моду на свадьбы.
- Основное отличие в проведении торжественного ужина – это отсутствие ведущего (не всегда). Обычно в его роли выступает бэст мэн, родственник или просто кто-то из гостей, у кого хорошо получается говорить)
- В 99% случаях тайминг расписан четко и заранее.
- Если говорить о стандартной свадьбе с большим количеством гостей и всеми церемониями, то на так любимую в нашей стране «прогулку» выделяется от силы час. И я считаю это очень правильным, т.к. свадебное фото – это не 8 часов позирования пары в разных местах, а чувства и важные события, которые у многих происходят лишь раз в жизни.
- Сам банкет является обычным ужином под музыку, часто в очень свободном формате с открытым микрофоном. Развлечения и дискотека начинаются после полуночи))
- Ну и, само собой, европейские свадьбы отличаются местоположением. Со всеми вытекающими...
Как пандемия повлияла на работу фотографа? Может, поделишься способами выживания?
Это колоссальный удар. Все заказы отменены. Большую часть залогов приходится вернуть. Новые заказы взять нельзя, потому что перелеты под большим вопросом и это риск.
Способы выживания зависят от каждого индивидуально.
- Кто-то продолжает как ни в чем ни бывало снимать тут.
- Кто-то поменял вид съемки на тот, в котором меньше контактов с людьми.
- Кто-то просто поменял профессию.
Фотокурсы по теме:
Исходя из своего опыта, посоветуй нашим читателям, как после пандемии выйти на уровень заграничных свадеб.
Не получится дать совет, потому что эта ситуация абсолютно новая для всей планеты. Любой совет не будет иметь под собой опытной базы, не то что личной, но даже чьей-то чужой.
Только если предполагать:
- продолжать выкладывать портфолио;
- продолжать оплачивать рекламу;
- делать те же самые вещи, что и до пандемии, только более агрессивно.
Ты любишь обрабатывать фото или отдаешь этот этап на откуп ретушеру?
Свои свадьбы я обрабатываю исключительно сам. Но у нас с ребятами есть небольшая группа аутсорсинга, и мы берем на обработку чужие кадры. В основном заграничных фотографов из США, Канады и Австралии. На мне лежит именно обработка свадебных и семейных фотосессий. На ком-то интерьерная фотография. На ком-то портреты и бьюти-ретушь.
Мне тяжело долго сидеть над одной картинкой. А вот пакетная обработка серии мне более приятна. Так что обрабатываю не только свои, но и чужие свадьбы. Но я считаю, что успешный фотограф может и должен иметь у себя в команде ретушера. Моя позиция со своими свадьбами такая только потому, что мне приятно возвращаться в те эмоции, которые были на съемках.
Фотокурсы по теме:
Ты преподавал уже в четырех фотошколах: как это было?
Преподавание в первых школах обучало и меня в том числе. Это невероятный опыт того, как можно и нужно общаться с людьми, как себя подавать. А свадебному фотографу это необходимо в первую очередь.
Теперь ты в BLENDA. Что думаешь по этому поводу?
Думаю, надо устроить вечеринку;)
Фото Михаила Нестерова.