Андрей Барило – фотограф-портретист, который при необходимости и сам без напряга становится моделью, поделился с нами секретами получения красивых портретов.
Какие приемчики ты применяешь, чтобы твоим моделям было проще раскрыться перед камерой?
Как только модель заходит в студию, я стараюсь создать атмосферу, будто мы уже знакомы с ней очень давно. Начинаю рассказывать какую-то историю, которая случилась со мной вчера. Спрашиваю, чем она занималась на днях. Тут дело даже не в том, что я буду спрашивать или что буду рассказывать. Все дело в подаче самого разговора. Опять-таки все исходит из тебя самого. Если фотограф волнуется, модель это чувствует – и наоборот. Все зависит от энергетического посыла фотографа. Это трудно объяснить словами. Как пример приведу вот какой приемчик (немного метафизики). Иду я к какому-нибудь злому дядьке, который любит ругать всех. Захожу и начинаю представлять, как он лежит на берегу моря, балдеет, попивает мартини. Т.е. посылаю ему вот такую энергетическую штуку. И злой дядька превращается в добрейшего на свете человека. Работает просто супер. Что-то подобное и с моделями. Я представляю, что мы давние друзья, у нас теплые отношения. Конечно, нужно помочь сумки донести, предложить чай и т.д. и т.п. Окружить заботой модель! И конечно же комплименты! И клевые получившиеся снимки сразу, на съемке, нужно показать. От этого у модели сразу поднимается настроение и она понимает, что все идет отлично.
Твой излюбленный жанр – это портрет. Сформулируй, пожалуйста, что для тебя удачный портрет.
Тут все просто. Фото делятся на «вау» и все остальные. Любой зритель, просматривая фото и встречая «вау»-снимок, машинально на это реагирует: «Ого!», «Ух,ты!», «Классное фото»… Вы не сможете не заметить какого-то вербального или невербального восхищения фотографией. Это и есть по-настоящему достойное фото. Точно так и я это понимаю. Если я от портрета испытываю восхищение – значит, все получилось. Если нет, значит, я плохо справился с задачей… Точнее, не справился с задачей. На любой фотосессии, кто бы ко мне ни пришел, я стараюсь, я хочу получить классное фото. И я буду пробовать ракурсы, свет до тех пор, пока не получу красивый портрет.
Какие портреты ты любишь снимать?
Мне интересен портрет во всех его проявлениях. И я, честно говоря, не могу понять, когда его разделяют на деловой, эмоциональный и т.д. Точнее сказать, стиль портрета зависит от стиля одежды. Деловой портрет разве не может быть эмоциональным? Или портрет в низком ключе не может быть деловым?
Что тебе ближе – естественный или студийный свет?
Все зависит от поставленной задачи. Хотя… очень люблю снимать с солнышком. На улице, используя тени и световые пятна от веток, или в помещении, когда от окна ложатся интересные тени.
А какая техника лучше всего подойдет для съемки портретов?
Ха) Вкус борща не зависит от кастрюли. Все дело в фотографе, а не в том, на что он снимает. Конечно, лучше иметь в сумке пару хороших объективов. Не тот kit, который продается вместе с камерой, а купить что-то получше. 50 мм объектив, 135 мм объектив – с ними можно добиться более художественной выразительности.
Расскажи, а как ты готовишься к съемке, начиная от знакомства с моделью и заканчивая передачей фото заказчику.
Как правило, все начинается с переписки. В ней я пытаюсь понять, чего же хочет клиент. Модель высылает мне фото, которые ей интересны. Мы начинаем обсуждать идею. Я прошу подобрать что-то подходящее по стилю из гардероба, сфотографировать себя в этом и прислать мне фото. Так мы конкретизируем, что нужно взять из одежды. Иногда встречаемся до съемки, чтобы подробнее обсудить детали. Обязательно стараюсь продумать концепцию света (световой схемы). Я стараюсь работать с одним и тем же визажистом (мы уже около 4-х лет работаем вместе). Я точно знаю, что она сделает отличный мейк. Потом съемка. Люблю на съемке импровизировать. Я считаю нужно использовать то настроение (общее, мое и модели), которое есть здесь и сейчас. И следовать мыслям, которые приходят на съемке. Мысль – это вещь. Ее нужно брать и ни в коем случае не упускать ее. 99% моих съемок проходят легко и непринужденно, о чем мне всегда говорят и пишут мои клиенты. Дальше идет выбор фото для ретуши. Многие клиенты доверяют мне это дело. Со многими выбираем 50 на 50.
А без каких приемов ретуши просто невозможно отдать модели готовый портрет?
Фотография без ретуши. Здесь ретушь вообще не нужна. Каждое фото индивидуально. Нет каких-то определенно нужных приемов.
Ты еще снимаешь для фотостоков. Расскажи, как ты планируешь подобные съемки? Представляешь ли себе целевую аудиторию? В чем вообще специфика такой съемки?
Стоки – это не самоцель. В один момент я понял, что фоток много и лежат мертвым грузом. Так и решил закинуть их на фотостоки. Часто для стоков фотографирую свою жену дома. Это очень удобно, минимум затрат на всё. Беру обыкновенную накамерную вспышку и отражатель на просвет. С этим набором несложно сделать мягкий свет, что очень приветствуется в стоковой фото. По сути это фото рекламного характера. В этом и есть вся специфика. Все должно быть светлое, воздушное, улыбающееся. Поэтому особого планирования для этого мне не нужно. Есть настрой – взяли пофоткались. В основном с ней я фотографирую тему healthcare.
Вот из этой серии фото идут отлично. О целевой аудитории не думаю . Снимаю то, что хотелось бы снять, но с учетом, что это для стоков. Хотя и некоторые фэшн-фото тоже покупают, например, вот это:
Главное, чтобы фото было содержательное, а покупатель найдется. Предпочтений-то много. Очень часто покупают то, насчет чего я думал: «это вряд ли купят». Так получилось с серией в ванной. Я был уверен, что фото так-себе, а они сейчас одни из самых покупаемых у меня. Да, есть тенденции, о которых можно прочесть, но тут нужно расставить приоритеты, решить, что для тебя важнее. Я не хочу свое любимое дело превращать в бизнес. Как только это происходит – прощай, творчество. Человек превращается в машину, которая должна нахватать заказов, чтобы больше заработать. Я хочу развиваться как фотограф и стремлюсь к более высокой цели, а все остальное приложится.
Ты еще проводишь фэшн-съемки звезд. Со знаменитостями проще работать или наоборот?
Знаменитости такие же люди, как и мы. У всех разный характер. Принципы подхода те же. Я и модель, мы простые люди, которые сейчас выполняют одну творческую задачу – получить красивые фото. Но когда работал с нашими известными спортсменками (которые действительно звезды без преувеличения), я был поражен, насколько они все простые в общении и очень приятные люди.
Модель: гимнастка Любовь Черкашина
Не каждый фотограф – хороший преподаватель. А что делает фотографа хорошим преподавателем?
Что делает человека вообще хорошим преподавателем? Терпение в первую очередь. Умение как можно проще адаптировать материал для объяснения.
Ты из таких?
Не мне судить. Объяснять я люблю. Меня не раздражает тот факт, если кому-то что-то не понятно. Я пытаюсь просто найти аналогию, чтобы объяснить более доступно.