В этой статье подборка из 10 простых советов по композиции пейзажной фотографии, которые помогут создавать красивые, плавные, динамичные, сбалансированные пейзажи.

В частности, мы обсудим:

  • Приемы, которые позволяют привлечь внимание зрителя к фото.
  • Способы расположения линии горизонта для максимального динамизма и баланса.
  • Простой трюк для минималистичных пейзажных снимков.
  • Классная техника, позволяющая сфокусировать взгляд зрителя именно там, где вы хотите.

Если вы готовы поднять свои пейзажные фото на новый уровень, давайте начнем прямо с моей любимой техники:

1. Включите в кадр основной объект, чтобы заинтересовать зрителя.

Акцентным предметом может быть что угодно: камень, гора, река, ракушка на пляже. Волны разбиваются о берег. Молния в небе.

Фокус в том, чтобы включить в вашу фотографию хотя бы один элемент, за который зритель сможет ухватиться: что-то, что втягивает его в кадр и вызывает его интерес. В противном случае ваш зритель запутается. Если в кадре нет акцентного объекта, мы не знаем, на чем сосредоточиться, поэтому переходим к другому изображению и не оглядываемся назад. 

Водопад на закате.  Здесь главный объект – водопад – это то, что действительно привлекает внимание зрителя.

Можно ли включать в кадр сразу несколько интересных предметов? Конечно! Фактически, многие пейзажные фотографы в наши дни специализируются на объединении объектов переднего и заднего плана в одну фотографию. Но будьте осторожны, не переборщите с объектами в кадре, иначе зритель устанет от пестроты и не сможет сосредоточиться на снимке. В случае сомнений простота должна победить.

2. Используйте правило третей, чтобы расположить ключевые элементы.

Правило третей – один из моих любимых инструментов для создания пейзажной композиции. Это отличный способ расположить ключевые элементы в кадре, такие как линия горизонта, ваш основной объект и другие вспомогательные элементы.

По правилу третей кадр стоит разделить на вертикальные и горизонтальные трети, получится сетка. Для наиболее мощного эффекта разместите композиционные элементы вдоль этих линий сетки (или в точках их пересечения).

Пейзажная фотография: правило третей. Линии сетки и точки их пересечения.

Этот прием часто используется при работе с линией горизонта. Вместо того, чтобы размещать горизонт в центре кадра, вы можете разместить его вдоль верхней линии сетки по правилу третей (хорошая идея, если ваш передний план особенно интересен) или по нижней линии сетки по правилу третей (хорошая идея, если ваше небо красочное или драматичное).

Песчаные дюны. На этом изображения потрясающий метеоритный песок на переднем плане, поэтому фотограф решил расположить горизонт вдоль верхней линии сетки.

Вы также можете использовать правило третей, чтобы расположить ваш основной объект. Вы можете разместить объект вдоль одной из вертикальных линий сетки или, что еще лучше, в точке пересечения.

Правило третей – полезный метод. Но не единственный. Вам не нужно постоянно ему следовать. Используйте его, когда он работает, и забывайте про него, когда он не работает.

3. Используйте передний план, чтобы создать глубину в кадре.

Большинство пейзажных фотографий, даже самых посредственных, содержат визуальный акцент (например, далекую гору, драматичный закат или дом на скале). Но если вы действительно хотите вывести свои пейзажи на новый уровень, я настоятельно рекомендую включать в кадр интересные объекты переднего плана, которые должны находиться где-то между камерой и фоном. Это мощный инструмент, который безумно популярен среди современных профессиональных пейзажных фотографов. И почему это так популярно? Это помогает создать иллюзию глубины и объема.

Например, фотография далекой горы может выглядеть красиво, но часто оказывается довольно плоской. Но добавьте немного травы поближе к камере – и вся композиция сразу станет глубже. Зритель сначала сосредотачивается на траве переднего плана, затем переходит на средний план, а затем, наконец, видит потрясающую гору на заднем плане:

Гора с травами на переднем плане.

Так что в следующий раз, когда вы найдете красивый фоновый объект на горизонте, уделите немного времени поиску интересного объекта на переднем плане. Затем включите передний и задний план в один снимок.

4. Используйте направляющие линии, чтобы втянуть зрителя в сцену.

Ведущие линии – это линии, которые втягивают зрителя в кадр. Обычно они начинают с переднего плана композиции, затем движутся вдаль, пока не достигнут удаленного объекта.

На фото ниже дорога действует как ведущая линия, которая перемещает зрителя к красивому закату:

Ведущие линии движутся к закату

Дорога на самом деле не является отдельным объектом, но она вызывает интерес на переднем плане и перемещает зрителя на задний план.

Между прочим, вы можете сделать ведущие линии практически из чего угодно. Я рекомендую вам взглянуть на некоторые из ваших любимых пейзажных фотографий и посмотреть, как они включают в себя ведущие линии; вы найдете всевозможные творческие композиции с линиями, созданными из дорог, рек, упавших деревьев, папоротников и многого, многого другого.

Река, уходящая вдаль

5. Используйте много негативного пространства для создания минималистичных пейзажных композиций.

В наши дни минимализм – это самая популярная тема в пейзажной фотографии. Сначала найдите сцену, полную негативного пространства. (Негативное пространство – это пустота в композиции, например, длинный участок голубого неба, полоса зеленой травы, гладкий пляж и т. д.) Затем найдите небольшой изолированный объект, например, дерево в поле, камень, выступающий из плоского ландшафта или даже человека. Далее расположите изолированный объект так, чтобы он был маленьким в кадре и был окружен большим количеством негативного пространства. Здесь часто бывает выгодно нарушить правило третей: вместо того, чтобы помещать объект в точку пересечения по правилу третей, вы помещаете его ближе к краям кадра, что служит для подчеркивания пустоты.

Человек, идущий вперед. Одинокий человек является акцентом и окружен множеством негативного пространства.

В итоге вы получите захватывающий снимок, который кажется одновременно современным и неподвластным времени.

6. Не бойтесь зума

Большинство фотографов делают пейзажную фотографию с широкоугольными объективами. И в целом это действительно хорошо работает; вы можете запечатлеть обширную сцену, подчеркнув при этом объекты переднего и заднего плана.

Тем не менее иногда бывает выгодно приблизить изображение с помощью телеобъектива (70-200 мм или 100-400 мм подойдут). Это особенно хорошо работает с относительно плоскими объектами с графическими линиями: далеким водопадом, трещинами в стене каньона, перекрывающимися горами. Увеличение масштаба приведет к сжатию сцены. Сосредоточьтесь на использовании ландшафтных композиционных инструментов, таких, как правило третей, чтобы создать баланс и плавность. И, как я подчеркивал в начале этой статьи, не забудьте указать явную точку фокуса!

Телеобъектив сжал эти горы, так что получилась красивая многослойная композиция.

7. Используйте слои, чтобы упростить сцену.

Слои – одна из моих любимых техник композиции в пейзажной фотографии, потому что они делают сцены более простыми, легко усваиваемыми и всесторонне привлекательными. Одна из замечательных особенностей многослойных композиций заключается в том, что они работают независимо от вашего фокусного расстояния или акцентного объекта. Вы можете создавать многослойные широкоугольные снимки, добавляя в композицию четкие передний план, средний план и фон.

Слоистая композиция травы у моря. Обратите внимание на траву на переднем плане, воду на среднем плане и небо с облаками на заднем плане.

И вы можете создавать многослойные снимки, сжимая удаленные элементы, как я показал в предыдущем пункте.

Горы с драматичным небом. Здесь слои более тонкие: горы многослойные, хотя последний слой – это небо.

Не всякая композиция поддается наслоению. Но когда вы находите сцену с повторяющимися или перекрывающимися элементами, это хороший знак, что вы можете получить многослойный снимок – и, когда это возможно, я рекомендую вам пойти на это.

8. Добавьте диагональные линии, чтобы придать снимку динамики.

Эффект диагональных линий может быть незаметным, но, если все сделано правильно, он может повысить уровень хорошей фотографии до отличной.

Видите ли, диагональные линии – это эффективный способ перемещать взгляд по сцене и добавлять плавность кадру. Они будут осторожно подталкивать зрителя к главному объекту, а также побуждать его совершить небольшое увлекательное путешествие по вашей фотографии.

Для начала я бы порекомендовал определить, что будет основным объектом снимка. Это должно быть фокусом вашего изображения и местом, куда вы хотите направить диагональные линии. Затем прогуляйтесь, ища потенциальные диагонали, указывающие в сторону главного объекта кадра. Рассмотрите все варианты: тропинки, линии деревьев, заборы, реки, тень, даже облака! Наконец, скомпонуйте свою фотографию, включив хотя бы одну диагональную линию, двигающуюся к вашему объекту (и не стесняйтесь использовать две, три или четыре линии, если сможете их найти).

Горы с красивыми облаками, образующими линии. Облака образуют диагональные линии, которые перемещают зрителя в сторону горы.

Обратите внимание, что диагональные линии могут быть ведущими линиями переднего плана, но это не обязательно. Совершенно нормально найти диагональную линию, начинающуюся далеко на расстоянии, если она движется к вашему основному объекту.

9. Используйте геометрию, особенно треугольники, чтобы добавить текучести и стабильности.

В пейзажной фотографии геометрия – ваш друг. В частности, вы можете включать в свои композиции такие фигуры, как треугольники, квадраты и круги. Это поможет создать как плавность, так и стабильность. Плюс они выглядят очень круто. Например, рассмотрим треугольник, одну из самых мощных форм, доступных пейзажному фотографу. Он включает диагональные линии и поэтому добавляет динамики. Он также имеет тенденцию быть очень устойчивым благодаря острым краям и широкому основанию.

Горы образуют треугольник, и это делает композицию намного более мощной.

Круги тоже хороши – частичные круги создают красивые кривые, а завершенные круги создают привлекательные акцентные точки.

Между прочим, вам не нужно находить идеальные геометрические формы на ландшафте. Можно использовать круглый камень, гору неопределенно треугольной формы и т. д. Смысл в том, чтобы по возможности включать элементы формы, не особо заботясь о том, включен ли объект в кадр целиком или только наполовину. Таким образом вы создаете сильные композиции, которые по-прежнему кажутся естественными, что очень важно для пейзажа.

10. Найдите естественные рамки, чтобы сфокусировать внимание зрителя.

Как подчеркивалось ранее в этой статье, интерес на переднем плане – отличный способ добавить глубины пейзажным композициям.

Но иногда вы сталкиваетесь с элементами переднего плана, которые не могут работать как дискретный композиционный элемент, но все же их можно разместить по краям фотографии в качестве рамки. Это техника кадрирования пейзажной фотографии: вы включаете элементы по краям кадра и используете их, чтобы направить зрителя к интересному среднему плану и фону.

Например, вы можете добавить нависающую ветвь над верхней части изображения, чтобы направить зрителя к объекту в середине кадра:

Деревенская сцена с деревом, обеспечивающая рамку пейзажной композиции.

Или вы можете найти туннель из скал, который ведет зрителя к закату на заднем плане.

На открытых пространствах найти рамки бывает непросто. Но если вы снимаете в более хаотичном ландшафте, вы часто можете найти деревья или камни, чтобы создать кадр. Фактически, часто именно эти простые рамки выводят хорошую композицию на новый уровень; они обеспечивают столь необходимый фокус, показывая зрителю, куда именно смотреть (а при правильном расположении они также могут блокировать отвлекающие элементы).

Практикуйте эти техники и, прежде всего, получайте удовольствие!


Поделиться в социальных сетях 263