В большом интервью наш преподаватель Виталий Шохан расскажет, как он прошел путь от программирования до фотографии.

Виталий, начнем с самого начала. Как Вы стали фотографом? Ведь по образованию Вы – программист.

Я всю жизнь занимался творчеством в той или иной степени. Были и рисование, и различные художественные эксперименты, и в течение какого-то времени все это вылилось в фотографию. Первый фотоаппарат у меня был «Смена-8М» – фотоаппарат, где вручную надо было перематывать пленку. Помню, в детстве запирался в ванной с увеличителем, готовил растворы, печатал и сушил фотографии… И с течением времени требование выразить свое видение мира переросло из рисования в желание именно фотографировать. Я стал очень много снимать, и через какое-то время мне хотелось уже зарабатывать деньги своими фотографиями.

Был ли какой-то переломный момент, когда приняли решение, что фотография с этого времени станет источником заработка?

Я никогда не ставил себе цель – получить из занятия фотографией большие деньги. Всегда преобладала творческая составляющая. Я получал удовольствие от организации и реализации каких-то своих идей. Хотелось воплотить самые разные, иногда бредовые идеи, отобразить картинку немного не так, как это видят другие. Иногда впечатляли фотографии некоторых мастеров, и мне хотелось просто сделать не хуже... Я всегда хотел попробовать свои силы, увидеть, что я тоже могу сделать что-то классное, и я испытывал неимоверный восторг, когда снимки получались. Вот это главное. А коммерческая выгода – это уже второстепенное. Это хорошо, конечно, когда творчество и деньги идут вместе, но в наших условиях это не всегда получается. 

Скажите, существуют ли  понятия «правильный» или «неправильный» снимок?

О, таких понятий быть не может. Мы люди разные, и на вкус и цвет фломастеры разные. Это неправильно – однозначно говорить, что одна фотография плохая, а вторая хорошая. Мы можем оценивать фотографию только с точки зрения своего восприятия мира. Я могу сказать: «Вот мне лично, эта фотография нравится. Меня это впечатляет». Но это вовсе не значит, что фотография очень хорошая или, наоборот, плохая.  Я высказываю только лично свою точку зрения. Могу обратить внимание на какие-то технические мелочи, но, опять-таки, эти технические мелочи в фотографии не являются главными. Главное – внутреннее содержание фотографии, идея, которую хотел донести фотограф. Бывают интересные идеи, которые создаются в не очень удачных условиях – по свету, по времени съемок. Поэтому, конечно, технически кадр будет небезупречным. Но внутренняя составляющая, спойманный момент являются решающими.

А присутствует ли вообще такой момент, как вдохновение? Или хороший снимок – это только технический фокус?

Фотография, технически правильная, скорее всего будет скучной. Да, она будет изумительно правильная с точки зрения позиции, построения кадра, макияжа, отлично подобранной модели. Все будет очень круто и здорово, но эта фотография не будет цеплять зрителя... Есть тысячи, миллионы фотографий в интернете, которые мы просто пролистываем. Как, например, в журналах:  пролистывая, мы их сразу же забываем. Поэтому я всегда стараюсь донести до своих студентов, что важна именно внутренняя составляющая фотографии. И снимок должен цеплять зрителя: не только технической безупречностью, но и свежей, невероятной идеей, неожиданной подачей материала, ракурсом, своим взглядом. 

Вы владеете большим спектром съемок: и портретная, и панорамная, и даже ню-съемка… А отдаете ли Вы чему-то предпочтение?

Я отдаю предпочтение работе с людьми. Сам процесс общения с людьми и реализация каких-то задуманных идей мне очень нравится. Например, когда модель получает тот результат, о котором мечтала, – это очень здорово! Вот реальный факт из жизни, когда фотография без фотошопа так сильно впечатлила модель: показываю девушке ее фото без обработки, и она начинает плакать от восторга, говоря: «Неужели это я?» Она всю жизнь не верила, что может выглядеть вот так здорово. Такое, конечно, стоит многого. 

А чем на протяжении работы в фотошколе вас больше всего впечатлили студенты?

Студенты, в первую очередь, меня очень радуют. Они буквально через занятие после начала курса начинают приносить потрясающие и интересные работы. Когда ты осознаешь, что люди в начале своего творческого пути делают такие кадры, то возникает вопрос: что они будут делать через некоторое время после окончания курса? Да они однозначно превзойдут меня! Потому что я вспоминаю, с чего начинал я: на уровень делал хуже. Люди, действительно, очень способные и талантливые, и у меня вызывают восторг их снимки. И эти работы студентов я обязательно включаю в презентации для студентов, которых буду дальше обучать. 

Что самое главное для человека, который только-только начинает фотографировать? Какая чаще всего главная ошибка?

Самое главное – не бояться собственных ошибок. В начале творческого пути, когда фотография не получается такой, как хотелось бы, некоторые студенты начинают расстраиваться и говорить: «С меня фотографа не получится, у меня руки не с той стороны растут». И у них пропадает желание что-либо делать. Но не надо бояться своих ошибок в начале творческого пути. Мы все их делаем. Я всем привожу пример: когда мы учимся водить машину и впервые садимся за руль после окончания автошколы, мы сталкиваемся с тем, что не понимаем, как это можно одновременно крутить руль, смотреть за дорожными знаками, обращать внимание на дорожную разметку, дергать рычаг коробки передач и еще смотреть за пешеходами. А через год происходит следующее: мы рулим одной рукой, в этот момент разговариваем с соседями, слушаем музыку и не понимаем, как можно было в начале не уметь делать это одновременно... В любом деле нужно дорасти до профессионализма, и многие вещи будут делаться на подсознательном уровне. 
Одна девочка хронически не приносила домашние задания. Она говорила: «У меня не получилось, я принесу в следующий раз». В следующий раз – то же самое. Как думаете, станет ли она лучше фотографировать через два, пять, десять занятий или после окончания курса? Нет, ведь она не знает даже, в чем ее ошибки. Может, она просто не тот режим выбрала, и поэтому не получила кадр, который хотела... Мы все делаем ошибки, поэтому их никогда не надо бояться! 

Виталий, за что вы цените работу в фотошколе BLENDA?

Интересно работать с людьми, наблюдать за прогрессом. Я вижу работы с их первых занятий и те снимки, которые они делают в конце обучения, – это впечатляет и меня, и самих студентов. Студенты приносят дипломные работы, которые вызывают слезы... Мне нравится коллектив, в котором я работаю: очень легко, свободно ощущаю себя, чувствую взаимопонимание. Для меня это действительно немаловажно.

А удалось ли Вам уже поработать с кем-то знаменитым?

У меня была очень интересная работа с «Мисс-Россия 2011», «Мисс Россия 2012», «Мисс Супернешнл». Девушка потрясающая, очень красивая, и меня впечатлило, насколько легко было с ней работать: полное отсутствие звездности и какого-то себялюбия. К слову, я единственный фотограф, который с ней работал в Минске. Это был очень интересный опыт, и сама работа прошла просто на «ура». 


Пожелайте что-нибудь нашим студентам и тем, кто еще собирается стать нашими студентами!

Тем, кто еще собирается, – приходите, ваши работы станут гораздо лучше. А нашим нынешним студентам – не останавливайтесь на достигнутом. Старайтесь развиваться. Не снимайте так, как снимают все. Будьте оригинальны в своем творчестве. Старайтесь видеть мир по-другому. Старайтесь находить свое «я» и выражать это в своих фотографиях!

 

Поделиться в социальных сетях 3010