Как фотографировать дикую природу зимой?

Возможно, из меня вышла такая себе канадка, но я никогда не любила зиму. Я ненавижу мерзнуть и рассматриваю снег исключительно как препятствие для своего передвижения. Зимой я обычно отсыпалась, читала книги и смотрела сериалы… до недавнего времени. Но я узнала тайну! Оказывается, зима подходит еще кое для чего. Зима – увлекательное время для фотосъемки дикой природы!

Я осознала это совсем недавно, когда поняла, что мне пора немного отдохнуть. Имея при себе просроченный паспорт, я не могла улететь в теплые края. В данный момент каждый мой отпуск всегда завязан на фотографии, поэтому я отправилась на север, в Алгонкинский парк. Это была мягкая, серая, унылая зима в Торонто, которая совершенно не вдохновляла на фото (если только вы не считаете грязь фотогеничной). Я мечтала о заснеженных деревьях и звёздном небе. Кто знает? Может, я даже даже встречу там лося! (Это, конечно, шутка. Несмотря на регулярные фототуры по Канаде, мы ни разу не встретили лося. Ну, кроме того мертвого лося в кузове пикапа в Ньюфаундленде). 

Американская куница в Алгонкинском провинциальном парке. Несмотря на то, что я месяцами ходила в походы по Канаде, я ни разу не видела этого зверя до моего недавнего зимнего визита. Фото: Tracy Munson.

У меня не было завышенных ожиданий, поэтому я была потрясена разнообразием и обилием диких животных, которых нам удалось сфотографировать. Я стала планировать свой следующий зимний отпуск еще до того, как мы вернулись домой из той поездки. Серьезно, народ – отложите пульт, встаньте с дивана и рваните на север поснимать дикую природу зимой.

Почему стоит фотографировать дикую природу зимой?

Я знаю, на диване лежать куда комфортнее. Вы собираетесь в отпуск летом, правда? Я понимаю вас, поверьте, и именно это является первой причиной для фотосъемки дикой природы зимой. Думаю, многие из нас подвержены воздействию синдрома сезонного аффективного расстройства. Возможно, нам нужны лампы, которые имитируют днейвной свет. Или нам просто нужно немного свежего воздуха, активности и солнца. К остальным причинам можно отнести:

#1. Диких зверей легче найти на фоне снега

Найти животных в зимнем лесу намного легче, чем в любое другое время года. Отсутствие листвы – один из факторов. Заметить птицу или куницу на лиственном дереве или кустарнике практически невозможно. Сделать хорошее фото еще сложнее. Голые деревья и ветви представляют собой чистый фон для съемки животных, которые обычно прячутся за листвой. Работа с композицией и фоном автоматически упрощается. Они также покидают привычные тропы. Более очевидные и легко находимые тропинки помогут вам определить, где разместиться, чтобы повысить шансы на успех.

Снег – еще один фактор. Равномерный белый фон хорошо работает для создания контраста, ведь, в отличие от Арктики, большинство местных диких зверей плохо замаскированы. Они также сходят с привычных дорожек. Очевидные и легко определяемые тропы помогут определить, где разместиться, чтобы повысить шансы на успех. В конце концов, снижение количества людей и пищи заставляет диких зверей подходить к дорогам, лыжным трекам и кемпингам, где вы и сможете их встретить и сфотографировать.

Довольно сложно не заметить бегущего по снегу волка даже с очень большого расстояния. Фото: Tracy Munson.

#2. Зимой звери выглядят красивее

У многих пушных зверей зимой шерсть более густая и пышная, за счет чего они выглядят  намного привлекательнее. Например, в летнее время кормящие самки выглядят потрепано. Копытные животные в межсезонье сильно линяют. Кстати, лоси зимой сбрасывают рога. Чтобы не испытать разочарования, лучше снимать лосей с величественными рогами в начале зимы.

С другой стороны, у птиц зимой оперение менее яркое, чем в другую пору года. Исключение составляют зимующие в наших краях кардиналы, голубые сойки и американские дубоносы. Зимой лучше фотографировать тех птиц, которых не встретить летом, к примеру, снежных сов. Север Канады и США для них являются теплыми краями, куда они мигрируют зимой из Арктики.

#3. Меньшее количество вредителей

Большим плюсом зимы я считаю отсутствие насекомых. Также зимой вы не встретите змей. Медведи не устроят погром в вашем палаточном лагере. Вас не испугает неожиданно встреченная кабаниха с маленькими детенышами. Конечно, этот факт может быть и минусом для тех, кто любит наблюдать за змеями и медведями с безопасного расстояния.

#4. Новые ракурсы

Даже те животные, которых можно встретить в лесу довольно часто, например, белки или черношапочные гаички, выглядят совсем иначе зимой. Фотограф обычно очень долго пытается найти неординарный ракурс, который бы выделил его фотографию среди тысяч других. Мы ползаем в грязи ради необычной перспективы. Мы запускаем дроны, чтобы сфотографировать пейзаж с высоты птичьего полета, который мало кто может увидеть собственными глазами. 

Умные фотографы вылазят из-под пледа и снимают дикую природу зимой, чтобы выгодно отличиться от остальных. Не верите? Зайдите в любой поисковик и вбейте в строку поиска название животного, которого можно встретить в любое время года: например, «лиса», «сойка» или «белка». И как много вы увидите зимних фото? Немного. Парки и кемпинги, так популярные летом, зимой совершенно пустынны. Это обеспечит вам уникальный, экзотический снимок.

Оперение вечернего дубоноса – яркий всплеск цвета в зимнюю пору года. Фото: Tracy Munson.

#5. Свет

Есть своя изюминка в зимнем освещении. При отсутствии снегопада зимой появляется свежесть и чистота, которой часто не хватает в летний зной. Более того, облачное небо выступает как огромный софтбокс, смягчая тени и рассеивая свет. Возможно, для пейзажей серое небо не очень живописно, но при съемке дикой природы его не обязательно брать в кадр. Если светит солнце, снег будет выполнять функцию отражателя и подсветит объект снизу. Конечно, лучше всего в солнечную погоду снимать в «золотые часы» – час после восхода и за час до заката солнца. Зимой солнце восходит поздно и заходит рано – намного проще запланировать съемку между работой и сном, чем летом.

Что же вам понадобится для съемки дикой природы зимой?

#1. Теплая зимняя одежда

Лишний слой теплой одежды, который при необходимости можно снять или надеть – залог комфортного нахождения зимой на морозе. Специальная спортивная одежда, лыжи и снегоступы помогут вам согреться, но вы скоро замерзнете, если не будете двигаться. Если согреться и вспотеть в «недышащей» одежде, вы можете простудиться в результате переохлаждения. Чтобы избежать гипотермии, вам лучше быть одетым в качественную парку и зимние мембранные ботинки. В этом случае вы сможете сфокусироваться на съемке и не отвлекаться по мелочам. Если снег глубокий, вооружитесь лыжами или снегоступами и старайтесь не отходить далеко от машины. Хоженые тропы могут быть достаточно хорошо утоптаны, что вы сможете пройти в обычных ботинках, но могут встретиться склоны, на которых лучше воспользоваться шипами. Упасть – это обидно. А упасть с дорогущей техникой в руках – еще обиднее.

#2. Техника безопасности

Если вы собираетесь пойти на фотопрогулку подальше от машины или человеческого жилья, то проинформируйте близких о своих планах, включая время, расстояние и направление пешего трека. Фольгированное одеяло и зажигалка вместе с аптечкой  – мастхэв для зимней фотоохоты в лесу. Не буду драматизировать, но смерть от переохлаждения возможна даже летом, поэтому зимой вы должны быть максимально предусмотрительны. Чтобы не допустить обезвоживания, держите бутылку с водой во внутреннем кармане куртки, чтобы вода не замерзла. Если у вас нет походного опыта, то начинать его нарабатывать лучше не зимой. Не уверены в своих силах? Тогда лучше нанять гида, который проведет вас по лучшим местам для съемки животных.

Для съемки большинства животных понадобится телеобъектив. Но эти черношапочные гаички – исключение. Они садились на нас и даже на край объектива. Фото: Tracy Munson

#3. Фототехника

Как я говорила, для съемки дикой природы требуется телеобъектив. Лучше, если у вас будет объектив пошустрее (то есть светосильный объектив с широкой диафрагмой, которая пропускает больше света и позволяет использовать короткую выдержку), но неплохие фото можно получить и на китовый телеобъектив. Если у вас непрофессиональный фотоаппарат, переживать не стоит. Кропнутая матрица иногда даже может стать плюсом в данной ситуации. Камера с кропнутым сенсором выдает 1.5-1.6 фокусного расстояния объектива по сравнению с полнокадровым сенсором (однако, это зависит от самой камеры). К примеру,  300 мм объектив на кропнутой камере имеет тот же «зум», что и 450 мм объектив на полнокадровой тушке. 

Для тяжелого телеобъектива вам понадобится опора. Я выбираю монопод или штатив с регулируемыми, но не разделенными ножками. Для съемки дикой природы не подходит полноценный штатив, так как он затрудняет мобильность. Если вы не взяли с собой штатив, можно опереться о дерево или ограду, чтобы снять напряжение с рук и не допустить шевеленки в кадре. Моя рука до сих пор побаливает после воспаления локтевого сухожилия, которое я заработала во время съемки птиц без опоры три месяца назад.

Какие настройки камеры нужно использовать?

Поскольку дикие животные очень подвижны, вам придется все время подбирать оптимальную глубину резкости, длину выдержки и значение ISO, чтобы запечатлеть движение и при этом избежать цифрового шума.

  1. Для съемки птиц и мелких животных, находящихся далеко от вас, максимально откройте диафрагму (самое низкое f-число). Не переживайте насчет глубины резкости, если животное не слишком большое (как лось, например).
  2. Чтобы избежать шевеленки, снимайте с выдержкой не более 1/(фокусное расстояние) секунды. Если у вас 300 мм объектив, выдержку установите на 1/300 с. При кропнутой камере нужно будет компенсировать досягаемость и укоротить выдержку. Ведь животные постоянно двигаются, и вам в любом случае придется использовать короткую выдержку. Если у вашего объектива есть оптический стабилизатор – супер, но в данной ситуации вряд ли поможет. Ориентируйтесь на 1/500 для млекопитающих (за исключением ленивцев) и 1/1000 для птиц.
  3. Затем отрегулируйте  ISO в соответствии с короткой выдержкой. Оно будет, возможно, выше, чем вы привыкли использовать, но шум можно будет уладить во время обработки фото, а размытие животного в результате движения исправить не удастся. Придется идти на компромисс.
  4. Если вы фотографируете на авторежиме, то фотоаппарат будет стремиться выставлять экспозицию для достижения 18% серого. Это неплохо работает в большинстве стандартных ситуаций, но в случае снега камера ошибается, пытаясь сделать снег серым. Чтобы этого избежать, выставите экспозицию в плюс: от +0.7 до +1.0 экспокоррекции.
  5. Для движущихся животных уместно использовать следящий автофокус или даже серийную съемку. Вы просто не будете успевать перемещать фокус самостоятельно. При серийной съемке камера будет делать несколько снимков с задержкой, пока будет нажата кнопка затвора. Таким образом можно очень быстро забить всю карту памяти фотоаппарата, поэтому снимайте сериями по 3-4 кадра и делайте передышки хотя бы на секунду. Нет большего разочарования, чем видеть перед собой животное с идеального ракурса в идеальном положении и в фокусе, но при этом не иметь возможности снять его из-за отсутствия свободного места.

Держите камеру в порядке

В сильный мороз любая камера может отказать, но я пишу для нормальных людей, которые не будут рисковать своей жизнью и техникой в такую погоду. Однако даже в мороз -10 градусов батареи телефонов и аккумуляторы фотоаппаратов разряжаются довольно быстро. Телефон при этом жизненно необходим, поэтому его заряд нужно сохранить обязательно для экстренных звонков. Поэтому держите запасные батареи и мобильник поближе к телу, во внутренних карманах одежды. Заряженный аккумулятор можно попытаться согреть – и он еще немного поработает. 

Избегайте конденсата, который может возникнуть в результате перепада температур. В лучшем случае, стекла и линзы просто запотеют в самый ответственный момент. А в худшем, влага может попасть внутрь объектива или тушки и причинить серьезный урон. Постарайтесь не устраивать для фотокамеры контрастные перепады температур, из-за которых образуется конденсат. Для этого за полчаса до выхода из дома вынесите фотоаппарат в чехле на балкон, а уже потом берите его с собой на улицу. Вернувшись обратно, не доставайте камеру из сумки еще в течение часа, дайте фотоаппарату постепенно нагреться до комнатной температуры. Если это невозможно, поместите камеру в специальный пакет zip-lock (гриппер), чтобы конденсат появился на его поверхности, а не внутри корпуса. Для этих ситуаций также подойдет силикагель, который часто идет в комплекте с фототехникой.

Как найти животных?

Это сложный вопрос, так как животные совершенно неорганизованны. На фотофорумах можно найти подсказки, особенно для любителей птиц. Но о месте обитания млекопитающих узнать сложнее, так как об этом распространяться не принято для безопасности животных. К тому же, звери непредсказуемы в своих передвижениях, в отличие от птиц, поэтому информация о том, где животное было три дня назад, вряд ли будет вам полезна. Во многих национальных парках есть карты, на которых отмечаются места обитания животных. Также подсказать правильное направление поисков могут и смотрители парков.

Самый верный способ – поговорить с другими фотографами. Некоторые не хотят раскрывать свои секретные места – это их право. Но дух товарищества между фотографами – еще один плюс съемки дикой природы зимой. Мало кто готов фотографировать в экстремальным условиях, поэтому отважные фотографы друг друга поддерживают. Если ты снимаешь дикую природу в морозы, ты сразу в глазах всех становишься серьезным фотографом-натуралистом и получаешь самую секретную информацию от коллег-фотографов.

Ведите себя этично

Не кормите и не тревожьте диких зверей. Если животные привыкнут, что человек может быть источником пищи, они потеряют страх, который бережет их от охотников. Страх, который заставляет их держаться подальше от дорог. Страх, который заставляет их держаться подальше от человека. Не лезьте к животным: они могут испугаться и бросить своих детенышей. Да, многие детеныши появляются на свет именно зимой. Используйте телеобъектив, сохраняя безопасную и уважительную дистанцию.

Автор: Tracy Munson

Перевод: Олеся Залевская



Поделиться в социальных сетях 4173