Как фотографировать в путешествии и получать крутые кадры?

Собираетесь в отпуск или в рабочую поездку? Почитайте, как привезти из путешествия красивые и небанальные кадры, которые расскажут о вашей поездке лучше, чем любые слова. 

Как снять интересную Travel Story, а не плодить тысячи однотипных кадров, мы спросили у нашего преподавателя фотографии и отчаянного путешественника Дениса Бондарева.

Денис, расскажи, когда ты впервые взял фотоаппарат в путешествие. Какая это была страна? Остались ли фото с той поездки? Какие эмоции они вызывают?

Впервые я осознал, что хочу фотографировать в путешествии, еще в детстве, путешествуя с родителями по Болгарии. Но в то время у нас на всю семью была одна пленочная мыльница Kodak, проявка и печать фотографий стоили дорого, а потому в моих руках она оказывалась редко. Впервые я полноценно и во всех красках отснял свою поездку в Индию, фотографии, конечно же, сохранились, и я их очень люблю.

Фото: Денис Бондарев, Индия

Ради чего ты ездишь в путешествия сейчас? Какое место в рейтинге занимает фотосъемка? 

Ради того, чтобы под другим углом взглянуть на нашу жизнь, посмотреть на нее глазами тех людей, которые живут в нескольких тысячах километров от моего дома. Фотография мне необходима для того, чтобы рассказать о моей поездке мне будущему, моим потомкам, моим друзьям.

Есть ли страны, в которые ты хочешь поехать, в первую очередь, ради красивых фотографий?

Да, я бы еще раз съездил в Исландию, но на этот раз исключительно ради того, чтобы привезти из поездки красивые пейзажные снимки (в первый раз это у нас с женой был медовый, точнее ледовый месяц).

Фото: Михаил Нестеров, Исландия

Вишлист стран для красивых фотографий:

  • Исландия
  • Новая Зеландия
  • США

Это первые страны, которые приходят на ум, но могу сказать точно: путешествуя абсолютно по каждой стране, можно делать невероятные снимки.

Как ты выбираешь страну для следующей поездки? По каким критериям?

  1. Первый критерий – внешний вид. Самое главное, чтобы мне нравилось, как выглядит страна. Смотрю на фотографии, сделанные там другими фотографами, и пытаюсь понять, нравится она мне или нет. 
  2. Второй критерий – безопасность. Я бы не поехал в ту страну, в которой в данный момент происходит военный конфликт или бушуют стихийные бедствия. 
  3. Третий критерий – денежный вопрос. К сожалению, некоторые страны, которые я хотел бы посетить, сейчас мне не по карману.

Допустим, страна выбрана. Дальше ты обращаешься в турагентство или планируешь свое путешествие сам?

В большинстве случаев я стараюсь спланировать путешествие самостоятельно. Но иногда все же приходится обращаться в турагентство, например, при заказе путевок в некоторые точки нашей планеты через турагентство можно получить хорошую скидку на перелет.

Фото: Денис Бондарев, Вьетнам

С чего нужно начинать планирование поездки?

Шаг 1. Для начала нужно загореться какой либо страной. Я каждый день просматриваю множество фотографий, сделанных пейзажными фотографами. И, если я замечаю, что в последнее время зависаю, разглядывая снимки, сделанные в определенной стране, я понимаю, что пора туда отправиться. Главное, чтобы вам действительно хотелось посетить конкретную страну. Не едьте куда-то лишь бы поехать или потому что туда уже ездили все ваши друзья. Прислушивайтесь только к себе. И, если вас зацепила какая-то страна, более детально вы можете оценить то, как она выглядит, используя следующие сервисы: instagram по хэштегам, на сайте Google Street View и сайте Airpano.

Шаг 2. Затем я изучаю страну на форуме Винского . Там я узнаю про страну абсолютно все, вплоть до мельчайших деталей:

  • Язык;
  • Климат / Погода / Сезон дождей;
  • Политическая / Военная / Религиозная обстановка;
  • Национальные особенности / Менталитет нации;
  • ПДД / Штрафы;
  • Цены / Курсы валют;
  • Где можно фотографировать, а где нет;
  • Что стоит фотографировать, а на что времени тратить не стоит.

Данный этап нужен не только, чтобы уберечься от неприятностей, он также нужен для того, чтобы найти интересные вещи в том месте, которое я хочу посетить.

Шаг 3. Далее я планирую маршрут и параллельно составляю бюджет. На этом этапе самая главная задача – продумать поездку так, чтобы посмотреть и пофотографировать как можно больше и при этом не потратить все свои деньги. Это сложно, но баланс найти можно.

Фото: Денис Бондарев, Вьетнам

Говорят, насмотренность развивает вкус. Стоит ли просматривать фото мест, куда собираешься поехать? Если да, то с какой целью?

Насмотренность действительно развивает вкус. Но в случае с путешествиями я бы рекомендовал не перебарщивать с просмотром фотографий из места, в которое вы собираетесь ехать. Как только вы поняли, что точно хотите ехать в какую-либо страну и уточнили при помощи чужих фотографий какие-то волнующие вас моменты (внешний вид дома, в котором вы сняли квартиру; не снесли ли мост, который вы обязательно хотите увидеть), сразу же прекращайте просмотр снимков. Чем больше сюрпризов и впечатлений вы оставите себе на потом, тем лучше.

Фото: Денис Бондарев, Исландия

Как избежать контрастного эффекта «ожидание и реальность»? 

  • Ездить только в те места, в которые вы действительно очень хотите попасть. 
  • Досконально изучать выбранное направление.
  • Поменьше общаться с менеджерами турфирм, которые будут заваливать вас рекламой.
  • Поменьше читать travel-блогеров, которые также будут заваливать вас рекламой.
  • Не строить завышенных ожиданий.

Как ты относишься к трэвел-блогерам? Их посты действительно помогают в продумывании маршрута или только вызывают зависть?

Не подписан ни на одного travel-блогера, так как не хочу, чтобы кто-то формировал мое восприятие той или иной страны, хочу получать собственный опыт. Но и не понимаю, как они могут вызывать зависть, наоборот, люди, которые много путешествуют, должны вдохновлять подписчиков на изучение нашей планеты, других культур и наций. Я не могу назвать лучших travel-блогеров, но могу посоветовать нескольких крутых пейзажных фотографов, работы которых постоянно подстегивают меня отправиться в путешествие:

  1. @ryanresatka
  2. @hannes_becker
  3. @stayandwander
  4. @alexstrohl
  5. @chrisburkard
  6. @maxrivephotography
  7. @karl_shakur
  8. @jackharding

А как получить интересные фотографии популярных достопримечательностей, не похожие на фото остальных фотографов? Вот ты приезжаешь в Париж, видишь Эйфелеву башню и?... Опиши потуги креативного мышления))))

Ищешь открытую местность и делаешь снимок, как будто держишь рукой башню за верхушку. Шутка. На самом деле, нужно стараться быть максимально наблюдательным и иметь немного упорства. Гуляешь вокруг объекта, который хочешь сфотографировать, смотришь на него под разным углом, из разных точек, смотришь на то, как ложится свет на этот объект в разное время дня, и много снимаешь, используя разные приемы композиции. Такие поиски обязательно принесут результат.

Фото: Денис Бондарев, Украина, зона отчуждения

Как встроить в свое путешествие коммерческие съемки? И, наоборот, как успеть снять трэвел-стори, когда едешь по работе в другую страну?

Как правило, если у тебя коммерческая съемка за границей, то ты для того, чтобы обезопасить себя от задержек рейсов и прочих форс-мажоров, а также для того, чтобы подобрать локации для фотосессии, приезжаешь за день до съемки. Плюс тебе никто не запрещает провести пару дней в этой стране уже после съемки. Именно в это время делается основная масса фотографий для себя.

Фото: Денис Бондарев, Египет

Какую фототехнику ты берешь с собой в путешествие, если не планируешь там проводить коммерческих съемок?

Конечно же, телефон, он и дома всегда со мной, но в путешествии он нужен как никогда, так как я просто обожаю снимать на телефон. Он маленький, бесшумный и делает фотографии отличного качества. А что еще нужно, чтобы снимать репортаж во время путешествия? 

Также я беру с собой свою пленочную камеру Nikon F80 + объектив 50 mm f/1.4. 

Телефон в путешествии – понятно. Но почему пленочная камера? 

  1. Во-первых, мне нравится, что снимки, которые выдает эта камера, очень похожи на те фотографии, которые делали родители в моем детстве. Зернистые, по современным меркам, не очень качественные, но они вызывают много положительных эмоций и ностальгию. 
  2. Во-вторых, мне нравится, что до того, как я проявлю пленку, я не знаю, какой получился результат, и в тот момент, когда на бумаге появляется фотография, я переживаю заснятый момент будто бы заново – невероятное ощущение. 
  3. Ну и третий момент, я осознанно не беру с собой много пленки для того, чтобы не щелкать все подряд лишь бы снять. Когда у тебя мало кадров в запасе, ты снимаешь то, что тебе действительно нравится, и делаешь это более вдумчиво и осознанно – отличная тренировка для начинающих фотографов, кстати.

Фото: Денис Бондарев, Вьетнам

Недавно в Китае запретили фотографироваться с пандами (штраф 150 долларов). Существуют ли еще какие-то специфические ограничения на фотосъемку, которые должен знать фотограф, чтобы не попасть в неприятную ситуацию за границей? 

Такие ограничения есть фактически в каждой стране, и их обязательно нужно знать для того, чтобы не расстаться с кровно заработанными или не угодить за решетку. Все ограничения необходимо досконально изучить во время подготовки к поездке, сделать это можно на специализированных форумах, например, на форуме Винского, который я советовал в начале интервью. Из личного опыта скажу, что фотографировать военные базы и военных не стоит практически нигде, вам повезет, если просто заставят отформатировать карту памяти.

Трэвел-фото – это довольно широкий жанр, куда можно отнести съемку пейзажей, дикой природы, архитектуры, репортажа, стрит-фото, лайфстайл и много что еще. Расскажи, в чем специфика и ценность каждого жанра для создания интересной трэвел-стори?

Ценность в том, что все эти жанры объединяет одна история. Вот я, например, после каждой поездки за границу печатаю из отснятых фотографий фотокнигу. Пейзажные фотографии нужны для того, чтобы рассказать о природе страны, которую я посетил, фотографии архитектуры рассказывают о вкусе и достатке людей, живущих в этой стране, о их истории, репортаж и стрит-фотография наполняют эту историю жизнью. Эклектика разнообразных направлений фотографии делает нашу историю интересной и красочной. Очень часто после просмотра моих книг из путешествий люди говорят: «Я как будто кино посмотрел». И это здорово, именно такие фотографии из путешествий действительно ценны.

Фото: Денис Бондарев, Исландия

Стоит ли ездить в тематические фототуры? 

Определенно, стоит. Во-первых, нахождение творческих людей в одной компании на протяжении нескольких дней всегда очень вдохновляет и заряжает энергией создавать что-то новое и интересное. Да и само по себе путешествие – это, как правило, сплошной поток ярких впечатлений, которые положительно влияют на творчество. Плюс непривычная окружающая среда всегда кажется нам более интересной, и нам хочется фотографировать гораздо больше, чем дома. Как пример, можете взять снимки из поездки нашей фотошколы в Европу. Фотографии, которые привезли из нее наши студенты, потрясающие. 

Фотоотчеты с наших фототуров во Львов, Питер, Прагу, Вильнюс, Ригу, Таллин, Берлин, Амстердам, Марсель и Париж можно посмотреть в нашем блоге по тегу #фототур.

Фото: Таша Котковец, бэкстейдж со съемок в Нидерландах

В принципе, для поездки в путешествие за красивыми фоточками ведь не обязательно делать визу. Расскажи, в каких местах Беларуси можно снять крутые трэвел-фото.

ТОП-6 мест Беларуси для красивых фотографий:

  1. Ружаны
  2. Несвижский замок и его окрестности
  3. Коссово
  4. Голубые озера
  5. Жиличи
  6. Солигорские горы

Это то, что моментально пришло в голову, но это далеко не все места, которые стоит посетить. Хочу порекомендовать вам один сайт globus.tut.by – и пусть вас не пугает его внешний вид, существует он, по всей видимости, на чистом энтузиазме создателей. Самое главное, что на этом сайте расположена информация о 11 500 объектах архитектурного и иного достояния нашей страны. Фотографии, геолокации, история, в общем, вся нужная информация для того, чтобы составить интересный маршрут для путешествия по нашей стране.

Фото: Денис Бондарев, Вьетнам

Практически все люди фотографируются в путешествии. Что уже говорить о фотографах, у которых уже выработан инстинкт нажатия на кнопку спуска при виде каждой симпатичной картинки. Как развить в себе внутреннего цензора и снимать только действительно стоящие кадры?

К сожалению, от шлепания всего подряд по началу не уйти. Лишь развиваясь, приобретая опыт, отсматривая тысячи своих фотографий и фотографий других фотографов, ты вырабатываешь понимание, что стоит снимать, а что нет. Единственное, что могу посоветовать – попробовать снимать в путешествии на пленку, это будет немного дисциплинировать.

А как фотографировать в путешествии себя? Селфи или фотоаппарат со штативом и таймером?

Не люблю селфи, не припомню и пары удачных себяшек, которые мне действительно запомнились. Штатив – отличная идея + сейчас практически каждая камера сопрягается с мобильным телефоном по блютузу. И можно даже не использовать таймер, а фотографировать себя, нажимая на экран телефона. На мой взгляд, это гораздо удобнее. Самое главное – не просто фотографировать себя на фоне достопримечательностей, мол, «я тут был!», делая так называемый фиксирующий кадр, а постараться использовать эту самую достопримечательность для создания интересной, творческой фотографии с вашим участием.

Фото: Денис Бондарев, Исландия

Недавно у нас в блоге вышел материал про интересные идеи для фото в путешествии, которые на самом деле не осуществил только тот, кто ни разу не был в путешествии. Может, все уже сфоткано до нас? Или еще возможно снять оригинальное трэвел-фото?

Какое бы направление искусства мы ни затронули, все уже давно создано до нас, это факт. Мы лишь пропускаем творчество других людей через себя, переосмысливаем и вновь выплескиваем его в окружающий мир, добавляя в него частичку себя. И вот та самая частичка вас в вашем творчестве делает его уникальным, как бы сильно оно ни было похоже на то, что делали до вас другие люди. Поэтому искусство, как и наша вселенная, не имеет границ, творите и отдавайте как можно больше души тому, что вы делаете.

Поделиться в социальных сетях 3216