Каково это – быть ретушером и постоянно обрабатывать совершенно разные фотографии, которые объединяет лишь то, что сняты они не тобой? Поговорили с ретушером-фрилансером Анной Михальковой о плюсах и минусах карьеры ретушера и разузнали, как выйти на зарубежный рынок фотоуслуг. 

Кажется, что обработка и ретушь фото – это самый скучный этап создания фотографии, которым тяготятся многие фотографы, задерживая и оттягивая передачу фото заказчику. Так ли это? 

Так бывает не всегда. Я бы сказала, что такое предположение – один из множества вариантов. Бывают и иные, где ретушь не воспринимается фотографом как скука или рутина. В качестве примера: у фотографа есть ретушер, и это очень даже ок – разделить обязанности и заниматься только съемкой. Как по мне, это не только экономия времени, но и своих сил. Появляется возможность брать больше заказов. 

Понимаю, что не все готовы «делиться», и это тоже нормально. Если заказов немного, то ты один, в принципе, можешь успеть все. Наверное, вариант, когда ретушь бывает в тягость – это если ты взялся за заказ, который тебе совсем не интересен (но нужны деньги); или других вариантов нет; или мама сказала своей подруге, что «Мой Сеня может поснимать вашу свадьбу. Целый рабочий день? Без проблем!», а ты вообще фуд-фотограф, но раз мама попросила, то будь добр:) 

Можно построить свою схему обработки, чтобы ускорить процесс и не тратить время на раздумья о том, что «сейчас я ретушью займусь – этой скукой смертной». Сделать несколько пресетов по цвету (я могу показать, как это сделать на нашем курсе), создать для себя последовательность по обработке и придерживаться этой схемы. 

Ты получила образование фотографа, но посвятила себя исключительно ретуши. Как так произошло? 

Произошло полное погружение в ретушь не сразу. Начиналось с самого малого: я была «подмастерьем» ретушера, когда проходила практику в фотостудии ZNYATA. Я смотрела на работу ретушера с изумлением на лице и мыслями «о боги... и я так хочу уметь». У меня не было на тот момент четкой мысли в голове «все, только ретушь и ничего больше». Я наблюдала за работой фотографа фотостудии – и это тоже производило на меня огромное впечатление. Но нужно было проходить отработку, и после недолгих скитаний я пришла в Studio67, где была администратором. Уже тогда у нас была мысль сделать меня студийным ретушером. У меня появилась возможность посетить все их курсы, касающиеся обработки и ретуши. Но много времени и сил отнимала административная работа и организация съемок.

За период работы в Studio67 я познакомилась с многими замечательными людьми из сферы фотографии, с которыми дружу и по сей день. Каждый из этих людей меня вдохновлял и наполнял своей энергией, каждый из них для меня был и остается крутым профессионалом своего дела, вдохновителем своего стиля и, безусловно, чудесным человеком, который появился в моей жизни. 

Но где же в этом всем потоке была ретушь? 

В какой-то момент я поняла, что нуждаюсь в перерыве от общения с огромным количеством людей. Прошло 3 года работы администратором, и мне хотелось взять безмолвный отпуск. Естественно, долго это длиться не могло, потому что деньги кончились :)) Возвращаться в фотостудию на ту же должность не хотелось. 

И здесь мой дорогой друг фотограф предлагает мне ретушировать фотографии знакомой клиентки. Так и начался мой путь в качестве ретушера fashion-фотографий, который продолжается и по сей день. 

Работа наедине со снимком, без прямого взаимодействия с моделью, – это ли не рай для интроверта? 

Конечно! Но не слишком долго, даже для интроверта. В какой-то момент я стала испытывать сложности в выражении своих мыслей при разговоре с кем-то. Я была даже напугана, ведь как же так? Я – человек, который работал в фотостудии, легко и непринужденно общался с 30-ю (а порой, бывало, и больше) незнакомыми людьми в день, тут вдруг не может высказать ртом то, что думает. Я старалась отрывать себя от работы, от сидения дома. Наверное, можно посчитать благоприятным стечением обстоятельств мое знакомство с руководителем фотошколы Blenda и ее предложение стать преподавателем курса по ретуши.  Отличный повод развеяться)

Многие фотографы со всего мира отдают ретушь фотографий на аутсорс профессиональным ретушерам. Расскажи, как тебе удалось выйти на мировой рынок и начать сотрудничество со всемирно известными фотографами и студиями дизайна? 

Здесь мне также помогло знакомство, и я стала работать с агентством. Работа проходила с абсолютно любыми стилями фотографии, начиная с обработки моделей для бутика, продающего корсеты (не поверите, но они в самом деле крайне популярны), через обработку интерьеров и экстерьеров и завершая обработкой предметной съемки. В итоге я перестала работать с белорусскими фотографами от слова «совсем». В наше время нужно подключать все сферы, дружить с фотографами и ретушерами, а не мериться... длиной объектива. В идеале, учиться друг у друга. 

Я бы рекомендовала ребятам-ретушерам, которые задаются вопросом «Где мне искать клиентов?» заглянуть на известную платформу Behance. Там есть информация о фотографах, можно использовать фильтры и искать клиентов в определенных точках мира. Интернет – чудо на земле, пользуйтесь, пишите и не падайте духом, если вам сразу же не ответили! 

А какие бывают заказы? Обработать 300 фото за 3 дня? Или 3 фото за неделю? 

Бывает по-разному: и больше 100 фото сделать строго за неделю, и ретуши там не на 5 минут для каждой фотографии. Или одно фото, но работа растянута на 3 недели, потому что задействована в команде не я одна, а также люди, отвечающие отдельно за цвет, за 3D-дизайн. Плюс поступают правки, идет доработка проекта. И все это просто потому, что я не работаю только с одним стилем фотографии. 

И как вообще выглядит техническое задание для ретушера? Приведи пару примеров. 

Самые идеальные клиенты – это те, кто и брифы (примеры по цветовой гамме / яркости / настроению в кадре) сбросят, и на фото обведут красным то, что нужно убрать или исправить, и еще напишут текстом то, что нужно сделать и какой результат они желают получить. Да, эти люди существуют. Это грамотно и правильно. 

Если человек хочет, чтобы ретушер методом тыка угадывал его настроение и желания, то, скорее всего, этот человек хорошо потратится на свою игру в «угадайку», потому что тратит рабочее время ретушера. Вариант «сделайте красиво» работает 50/50. Я этому не доверяю. Я пока не видела людей, которые умеют читать мысли и без обсуждений с клиентом знать, что для него значит «красиво». 

А случалось тебе переделывать обработку? Например, потому что заказчику не понравились тона, или текстура кожи, или еще какая деталь... 

Да, бывали такие заказы и бывают такие моменты даже с постоянными клиентами. Здесь нельзя исключать человеческий фактор. Иногда бывают дни ретуши без перерыва, потому что есть срок сдачи работы, и глаз, безусловно, устает. Ты долго смотришь на картинки, и после того, как отдаешь заказ, другой человек смотрит своими глазами на фотографии и может подметить то, что стоит исправить. Я считаю это нормальным. Мы не роботы и не можем постоянно находится в бодрствовании. Нужно давать себе паузу. Но есть и такой вариант, что сначала заказчик просил одно, а потом посмотрел на результат и захотел другое (по настроению, по цвету, по контрасту). Причины могут быть разные. Например, цели в проекте изменились; недостаточно ярко выражена задумка. Нужно приготовить себя к тому, что не все будут пищать от радости, увидев результат, будут правки, будет критика... Только заранее оговаривайте с клиентом условия работы с правками и дополнительными надбавками по стоимости;) 

А как организован твой день? Сколько времени уходит обычно на обработку фото? 

Бывает по-разному. В зависимости от того, предупреждена ли я о поступлении новых съемок, я могу строить свой день. Предположим, я знаю, что завтра будет много ретуши, и крайне желательно составлять план уже сегодня вечером. И я свой мозг настраиваю на то, что завтра будет тяжело, весь день, значит, придумываю, что делать с обедом и ужином. Плюс, никаких отвлеканий на «поваляться, посмотреть ютубчик / интаграм», мне будет не до этого. И это работает. В теле появляются откуда-то силы и энергия. Попробуйте как-нибудь;) Я помню, был день, большой серьезный заказ, и я работала, включая счетчик времени. В сумме вышло 11 с копейками часов. И чтобы по-честному, счетчик отключался, когда надо было пообедать или сделать свои человеческие дела. И это про то, на что способно наше тело, когда мы настраиваем себя заранее на определенную программу дня. Это же потрясающе! Безусловно, на следующий день лучше дать себе хорошо отоспаться по возможности:) 

А еще же нужно заниматься продвижением своих услуг, искать заказы, общаться с заказчиками... Это же тоже занимает время?

Про общение с заказчиком: все зависит от условий заказа. Иногда мы договариваемся о базовых нюансах, таких, как цвет, яркость, что «чистим», что оставляем – и это на 15 минут максимум. А дальше я уже в работе от первого до последнего кадра, ведь задачи просты. 

В ином случае бывает так, что связь нужно держать весь день, потому что мне важно знать, верно ли я двигаюсь в цветах в фотографии, тот ли тон подобран. Заказчик дал направление, и я считаю важным и нужным на стадии обработки показывать этапы продвижения к окончательному результату, просто потому, что весь процесс состоит из сложных частей. Не стоит бояться лишний раз что-то спросить или попросить объяснить – это только поможет лучше понять, чего хочет ваш клиент. 

Безусловно, нужно отдавать себе отчет, что если, например, вы фотографировали семью, и ваши клиенты не разбираются во всех этих настройках фотошопных, то для них важен один единственный вопрос: «когда будут фотки?» Не стоит их заваливать расспросами о том, как им цвет и «достаточно ли заретуширована лысая голова вашего мужа?» Здесь работает просьба «сделайте красиво». Люди пришли к вам за фотографиями, им нравится ваш стиль, делайте так, как вам нравится и как вы умеете. 

Теперь ты решила вплести в свой график еще и преподавание ретуши. Как ты поняла, что хочешь преподавать? 

Я подумала, что пора выбираться из своей «раковины» и начинать общаться с людьми. Особенно после такого большого перерыва. И я подумала: «почему бы не поделиться с ними своими знаниями, если люди интересуются и хотят развиваться?» Надеюсь и стремлюсь успевать по максимуму и быть полезной для кого-то.

Для иллюстрации материала использованы работы Анны Михальковой.

Поделиться в социальных сетях 174