Интервью с фуд-фотографом: «Даже шаурму нужно снять красиво»

О том, как создавать композицию кадра, на что фотографировать еду и сколько брать за свою работу, мы поговорили с фуд-фотографом Татьяной с вкусной фамилией Сибас.

Таня, расскажи, как у тебя завязались серьезные отношения с фотографией?

Мне всегда нравилось фотографировать, а когда родители на 18 лет подарили первый фотоаппарат, радости не было предела. В то время я занималась косплеем, нас было много, было на ком тренироваться. И пошло-поехало... Я человек, который сразу выбирает хорошие курсы, хорошую технику…

Допустим, как выбрать фотошколу, я знаю. А как выбрать хорошую технику? Поделись рецептом. 

Брать в аренду, спрашивать у друзей, пробовать у друзей, читать отзывы, читать мнения, ходить на всякие сходки, уроки, тест-драйвы – их сейчас много, интересных, разных. Нужно сперва попробовать, а потом уже покупать. Свой объектив (Sigma 35 mm со светосилой 1.4) я попробовала у товарища и поняла: это моя любовь, я его хочу. Я уже с ним 4 года и ни на что его не променяю.

Ведь правда, что для каждого вида съемки нужна своя фототехника?

Да, конечно, еду не рекомендовано снимать на широкий угол. В крайнем случае можно снять на 20 мм, я иногда снимаю на 35, если уж слишком большая композиция и нужно вместиться в небольшое пространство. Но после этого я откадрирую так, чтобы оставить только центр кадра, где нет искажений. У меня есть макрообъектив 100 мм, с ним не составляет труда сделать красивый close up кадр, блюдо отдельно и рядом сочный кусочек со стекающим соком. Я могу делать и такой кадр, и такой кадр. Но если у вас объектив 70-200 мм, вам будет очень сложно снимать еду, отойдя от нее на 3 метра, особенно если это съемка сверху. 

Ты сказала, что щепетильно относишься к выбору курсов, так расскажи, где ты училась фотографировать?

Мне повезло, что у меня было много знакомых фотолюбителей, которые проводили фотослеты, днем много снимали, а вечером жарили шашлыки. Там я познакомилась с многими ребятами, начала понимать и разбираться в фотографии. Вторым пунктом в моем пути к фотографии была работа в фотопаблике, где я выполняла обязанности администратора. Я смотрела в день столько работ – просто несметное количество! На мне лежала огромная ответственность постить только самые лучшие из них. Если лайков набиралось мало, а комментарии были негативные, я понимала: что-то тут не так. За счет насмотренности на большое количество работ, я стала разбираться лучше в своих работах. Именно насмотренность – это ключевой пункт в развитии фотографа. Сейчас, благо, есть Pinterest, Instagram, 35photo и множество других сайтов. Но главное – не перебарщивать, 2 часа – это максимум, который можно посвящать просмотру чужих работ.

А что делать с теми фотографиями, которые ты насмотрел и полюбил?

Нужно их сохранять, разбивая по папкам: по темам, по возможностям. К примеру, если я в данный момент интересуюсь студийной съемкой со смешанным светом, я буду искать подобные работы и вдохновляться. А потом, перед съемкой, некоторые из них, возможно, буду использовать как референсы, некоторые детально разберу, подумаю над тем, а почему тут красный, а тут синий и как мне добиться такого результата.

А почему именно фуд-фотография стала для тебя основным акцентом в творчестве?

Я вообще отменила все другие съемки и с головой ушла в food. Хочу, чтобы это было максимально профессионально, красиво и необычно. В Беларуси не так много фуд-фотографов, но это очень востребовано, рынок этого хочет, ведь на рынке очень много людей, которые смотрят на Запад, на Россию, видят, что это модно, нужно и популярно. А главное, фуд-фотография помогает в рекламе и smm-продвижении. Раньше я снимала еду между портретными съемками. Направлений было много, не всегда удавалось сосредоточиться на чем-то одном. Но как-то раз меня пригласили снимать для сервиса доставки еды menu.by: просто друг-фотограф, у которого не было времени, посоветовал обратиться ко мне. Я посмотрела: это же кайфово! Почему нет?

И завертелось?

Дальше появилось очень большое количество заказов, и в короткий срок мне пришлось погрузиться в эту тему настолько глубоко, насколько это возможно за полгода: я снимала по пять дней в неделю. И ты не можешь снять плохо, к каждому заказу относишься ответственно. Причем это не всегда ресторан. Иногда это просто кафе, в котором есть кухня, окно и 10 посадочных мест. Что в этом случае делать? Всегда хочется приезжать в рестораны с красивой сервировкой и подачей, где готовят шеф-повара… Но реальность такова, что и шаурму нужно снять красиво. Потому что ее тоже едят и тоже будут покупать. Иногда такие блюда намного сложнее фотографировать, чем снять красиво в ресторане.

А обязательно фуд-фотографу самому уметь готовить и красиво сервировать стол?

Если не лежит душа к готовке, горят пироги и молоко сбегает, лучше не лезть, но разбираться в еде нужно. Но если ты хорошо чувствуешь композицию, свет, цвет, стиль, варишь кашу так, что она не пригорает ко дну кастрюльки, то ты можешь ее выложить аккуратно на тарелку, убрать капли с краев, добавить листик мяты, положить ложечку и вилочку, то муж твой скажет «Ой, как вкусно и красиво!», то этого достаточно. Но большим плюсом в деятельности будет умение вкусно и красиво готовить.

А ты умеешь? Фоткаешь свою еду?

Не всю. Бывает, испеку пирог, сделаю печеньки. У меня в семье все вкусно готовят. А себе я оставляю творческие съемки и простые рецепты.

А как учиться фуд-стайлингу?

Везде нужны знания, практика и насмотренность. Насмотренность поможет выбрать композицию, которую ты хочешь видеть, а практика позволит добиваться желаемого результата быстро и четко. Я прихожу на съемку в кафе со своим набором атрибутики (доски, приборы, баночки, текстиль), а на месте, если это мясо, мне достаточно попросить крупную соль, перец-горошек и немножко зелени. Не стоит пихать сюда апельсины или лимоны. 

Приведи пример создания кадра, скажем, со стейком в главной роли.

Сперва лучше пробовать с маленьких композиций: взяли кусочек мяса, но чтобы композиция не была пустой и это грустное мясо одиноко не лежало на тарелке или доске, нужно его чем-то дополнить. 

  1. Чем едят мясо? Если уместно, можно добавить приборы. 
  2. На чем оно расположено? На деревянном столе, на гранитном фоне, на однородном фоне. 
  3. Как используем текстиль? Если уместно, добавляем ткани. К мясу подойдет лен, хлопок, мешковина. Вряд ли сюда пойдет атласная или блузочная ткань. 
  4. Кто это будет есть? Возникают мужские ассоциации. Вряд ли хрупкая девочка будет посягать на этот огромный жареный кусок стейка. 
  5. Какие цвета используем? Цвета будут коричневые, ближе к черному, добавляем красный, зеленый. Вряд ли это будет синий, потому что это не самый аппетитный цвет, он холодный, а мясо теплое. 
  6. Что размещаем на заднем плане? Можно добавить перечницу, сольничку, салфетку, футляр для приборов, кусок пергамента, который кладется под мясо, чтобы жир не стекал на доску. 
  7. Что добавим по специям? К мясу добавим перец, раскидаем соль, поставим соусницу, если это рулька, мы в нее воткнем нож. 

И вот так логически мы создаем композицию кадра. Вряд ли ты поставишь стакан с молоком и рядом положишь зеленый огурец. Как оно сочетается? Никак. Иногда смотришь на фото: вроде все классно, и по композиции, и по цветам неплохо, но при чем тут острый перец, если у тебя на фото сладкий сет с вареньем. Возможно, это красиво, но что к чему?

А если говорить о трендах, как теперь модно снимать еду?

Как правило, мужчины любят снимать в низком ключе, с жестким светом, с стиле минимализм. А женщины тяготеют к приятным тонировкам, ярким цветам. Фуд-фотографами часто становятся люди, которые хорошо готовят, а это в основном женщины. Шеф-повара в основном мужчины, но они работают в ресторанах, а женщины готовят дома. И все, что им остается, чтобы не только муж радовался их блюдам, а еще и подписчики их блогов, они выкладывают свои фото с рецептами в соцсети. Добавляются тонировочки, стилизации,а дальше развивается тренд. 

А как обычно выглядит техническое задание для фуд-фотографа? «Снимите так, чтобы все захлебнулись слюной»?

Обычно заказчики не знают, что такое техническое задание. Хорошее ТЗ – это когда заказчик понимает, чего он хочет, а если и знает, то скорее всего насоветует не того, что нужно. ТЗ должно быть грамотным, понятным, но без подробностей типа «мы хотим, чтобы этот помидор лежал справа». Обычное ТЗ звучит так: «Мы хотим снять пиццу для нашего сайта, нам нужны фотографии с четырех ракурсов: вид сверху, вид сбоку, вид кусочка, и фото на белом фоне. Цветовая гамма в светлых или в темных тонах». А дальше ты уже задаешь дополнительные вопросы: где мы будем снимать, какой тип стилизации вам нравится, с какого расстояния снимать и т.д. Заказчик должен трепетно относиться к своему продукту, присутствовать на съемке, высказывать свои пожелания, но не лезть в творческий процесс, в композицию кадра. 

А как производится оплата труда фуд-фотографа?

Я пришла к тому, что я беру за работу в целом, при этом мы заранее оговариваем количество блюд или количество снимков. Я даже не могу попробовать схему оплаты за время работы. Допустим я скажу, что час моей работы стоит 100 рублей, и заказчик попытается в час впихнуть мне съемку 100 блюд, которые приготовит заранее, чтобы не платить больше, а потом еще скажет: а чего ж вы не успели снять? И что я ему отвечу? Что я снимаю одно блюдо 5 минут, второе – 20, а третье – 10, потому что это разные блюда, разные композиции? Поэтому для простоты я беру плату за объем работы, исходя их количества блюд и кадров для обработки.


Поделиться в социальных сетях 5215